Мне только спросить, или Как доктору избавиться от хамства

Верхнее веко опухло и покраснело

Фото: www.vminsk.by

Фото: www.vminsk.by

Почему выпускники медицинских вузов распределение в поликлинику расценивают как каторгу и, отработав положенный срок или уйдя в декретный отпуск, не стремятся вернуться? Откровенно об этом разговор с депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, председателем Белорусской ассоциации врачей Дмитрием Шевцовым.

— С молодежью многие пациенты не считаются. Чуть более года про­шло, когда я возглавлял 34-ю цент­ральную районную поликлинику, и не понаслышке знаю, как определенные граждане могут ни за что оскорбить, унизить молодого доктора, — вспоминает Дмитрий Евгеньевич. — Ко мне приходили выпускницы со знанием двух иностранных языков. В вузе хорошо учились. Глаза горят, энергия плещет. Хочется поскорее применить свои знания на практике. А тут… "Пигалица! Не выписала мне лекарства, какие хотел!"
 

Спрашивается: какое имеете право оскорблять док­тора, пусть и на три десятка лет моложе вас? Может, перед вами будущее светило медицинской науки.
 

Когда пациенты возмущались: "Безобразие! Врачей не хватает, приходят на участки непонятно кто!" — спрашивал: "Что лично вы сделали для того, чтобы врачей хватало? Отдайте в медицину кого-либо из своей родни. Пусть у вас будет личный доктор, который не будет хамить, будет вас лечить и прибудет по звонку в любое время дня и ночи".
 

Советовал недовольным бабушкам: "Отдайте в медицинский вуз внука. Пусть он будет вашим доктором "на старость", поддержит здоровье". Они отвечали: "Не хотим. Там тяжело: и поступить, и учиться… "
 

То есть реально осознают, насколько сложно вы­учиться на врача. Да и потом доктор, всю жизнь работая, должен повышать свой профессиональный уровень — медицина не стоит на месте. А престиж профессии падает.
 

— Только к молодежи уважения нет?
 

— И хотел бы ответить "да", но солгу. К сожалению, потребительское отношение к работникам системы здравоохранения, да и к собственному здоровью, стало сегодня нормой. Для меня это дико…
 

Тридцать лет назад, когда я был ребенком и заболевал, к нам домой приходила доктор — послушать меня. А потом родители всегда приглашали ее за стол попить чаю. Из чувства глубокого уважения к профессии врача.

Родители здоровались с доктором, даже если она шла по другой стороне улицы. И моя семья была далеко не исключением.

С мамой, учительницей младших классов, тоже всегда здоровались на улице. Бывало, идем, а нас какие-то взрослые мужчины приветствуют. Оказывается, бывшие ученики. Я рос в этой среде и видел уважение к профессиям врача, учителя. Но сейчас почему-то этого нет. Доктора изменились? Педагоги? Скорее общество. Слишком большие требования мы предъявляем ко всем, но только не к себе.

 

Дмитрий Шевцов: "Если вы начинаете хамить врачу, он становится банальным исполнителем своих обязанностей. Когда проявляете к доктору уважение, то и он обязательно найдет пару слов, чтобы вас поддержать".

 

В бытность главврачом не раз слышал: "Я плачу налоги, содержу вас, и вы должны меня вылечить!" Простите, кому медики должны? Давайте, наконец, избавимся от стереотипа, что они всем должны. Что ты сам сделал для того, чтобы сохранить свое здоровье? Как и все, медики платят налоги государству. И государство, а не пациенты, платит им заработную плату.

Обычно так заявляет тот, кто наплевательски относится к своему здоровью и, обратившись в поликлинику, когда совсем прижало, требует его вернуть.
 

Хотите, расскажу анекдот в тему? Умирает пожилой доктор и попадает на небеса. Бог говорит ему:

— Не могу определиться, куда тебя отправить: в рай или в ад? Вроде бы в рай, потому что ты лечил, помогал людям. Но на тебя столько нареканий, столько жалоб было, что, наверное, придется в ад отправить.

— Так это люди такие… Спуститесь на землю, сами посмотрите.

В образе врача Бог оказывается на приеме в поликлинике. Пациенты в очереди:
— Доктор новый появился на участке.

Одна из бабушек:
— Пойду проверю.
— На что жалуетесь?
— Да все болит: и ноги не ходят, и руки не работают, и глаза не видят…

Бог положил ей руку на плечо… Исцелил.
— Вставай и иди.

Вышла бабушка в коридор, а у нее спрашивают:
— Ну как там новый док­тор?
— Да такой, как и все, даже давление не померил.


— Пациенты часто ссорятся с врачами?

 

— Не скажу, что повсеместно, но случаются такие инциденты, что надолго остаются в памяти. Это когда тебе в лицо карточкой швыряют, потому что не те лекарства выписал или не то лечение назначил, как посчитал пациент. И вообще "дело чести" — не имея медицинского образования, вступить с доктором в полемику, совет ему "дельный" дать. В медицине и в политике у нас разбираются все…
 

Стало уже обыденностью: когда доктор ведет прием, открывается дверь, заходит человек: "Мне только спросить. Вчера был у вас, какие мне анализы еще сдать?.." За ним еще трое. И не выпроводить их из кабинета. А как же конфиденциальность разговора, который не должен выходить за рамки "врач — медсестра — пациент"? Сохранение врачебной тайны? В любом случае доктор отвлекается на нетерпеливых пациентов — проще ответить, чем проигнорировать: нарвешься на скандал. В поликлиниках сплошь и рядом такое творится.
 

Ради интереса пройдитесь по кабинетам. Откройте любой: там доктор, медсестра, пациент и еще один-два, которым надо "просто спросить". Стоят над душой. Некоторые еще и контролируют, чтобы "блатной" без очереди не прошел.
 

Конечно, во все времена были эмоционально не­стабильные люди. Не думаю, что сейчас их больше. Прос­то они стали, так сказать, ярче, потому что не несут ответственности за свои поступки. Пациент из категории отпетых хамов понимает, что безнаказан.
 

— А врач осознает, что беззащитен?
 

— Верно. Мы довольно давно говорим: "Давайте приравняем медика к милиционеру". Доктор на приеме (или на визите), как и сотрудник правоохранительных органов, — при исполнении служебных обязанностей. Но за хамство в адрес милиционера грубиян ответит по закону, а угрозы в адрес медработника останутся на совести пациента. Думаю, рано или поздно мы придем к тому, что закон станет защищать медработников от агрессивных пациентов.
 

Я предложил бы упрощенный вариант: достаточно подписей трех свидетелей того, что пациент нецензурно выражался, вел себя вызывающе, и врача. После этого заявление подается в суд.
 

Сейчас у скандалиста все козыри на руках, жалобами забросает: врач не так ответил, не то написал. На обращения граждан надо реагировать. В поликлинике создается комиссия, начинается расследование, проверяются факты… В конце концов жалоба признается необос­нованной, пациенту дают ответ: "Извините, вы не правы". Что он дальше делает? Начинает писать во все вышестоящие инстанции. Будет жаловаться до бесконечности…
 

В каждом районе есть пациенты, от которых просто кондратий хватает. Им все должны, а если что не так, они пишут жалобы. Поэтому доктору лучше проглотить обиду, чем дать отпор.
 

— Добавим к скандальным пациентам перегрузки и невысокую зарплату…
 

— Недавно общался с главврачом 34-й поликлиники, поинтересовался зарплатой доктора: 5,5-5,9 миллиона рублей, если работать больше чем на ставку.
 

О том, чтобы врач работал на ставку, мы уже давно не мечтаем. Обычно он берет полторы, а иногда и две ставки. Коллега заболел, на участке не хватает терапевта. И в стационарах врачи работают с перегрузкой. Но все же основная тяжесть ложится на первичное звено: врачебный и средний медперсонал.
 

Как-то проводили анкетирование среди врачей по удовлетворенности своей профессией. Как вы думаете, что их не устраивает больше всего? На первом месте — высокие нагрузки, на втором — заработная плата… и только на четвертом — отсутствие жилья.

 

Заработная плата в социальной сфере, в том числе в здравоохранении, невысокая. Молодые специалисты, которые приходят в первичное звено, сталкиваются с низким уровнем оплаты труда, несоизмеримо большой нагрузкой и, если брать город Минск, с отсутствием жилья.

Источник: http://news.tut.by/society/373972.html