Сборник рекомендаций для педагогов, родителей и

2.5. Подготовка незрячих и слабовидящих детей к семейной жизни

 

Особенности социализации незрячих и слабовидящих детей. Спе­цифика взаимоотношений ребенка с нарушением зрения со свер­стниками. Рекомендации родителям по подготовке ребенка к семейной жизни

Особенности социализации незрячих и слабовидящих детей

Мы рождаем детей, чтобы их любить, воспитывать и готовить к само­стоятельной жизни. Все родители знают, какая это большая ответствен­ность. Как много душевных сил, труда надо вложить в маленькое существо для того, чтобы он усвоил принятую в обществе систему ценностей, уста­новок, приобрел необходимые знания и умения. Конечно, родители детей с нарушением зрения встречают намного больше проблем, чем родители зрячих детей. И один из главных вопросов, который мучает родителей, за­ключается в том, как их дети смогут в дальнейшем построить свою взрос­лую жизнь.
Социальных проблем в жизни ребенка с нарушением зрения много, и они серьезные. Прежде всего его положение в семье не такое же, как здо­рового ребенка. Уже в младенчестве с ним обращаются не как с социально равным его зрячим братьям и сестрам. Такое особое положение вызывает, соответственно, неадекватные социальные реакции, которые могут остать­ся с ним на всю жизнь. Ребенок, который растет пассивно и без разбора принимает помощь, очень скоро привыкает к этому. Причем, сначала он принимает помощь, затем ожидает ее и, наконец, требует.
Очень важным условием воспитания ребенка с нарушением зрения является активное включение его в домашнюю жизнь. Необходимо, чтобы ребенок знал, что у него есть определенные обязанности перед другими и что к нему предъявляются такие же требования, как и к другим. Например, незрячий Денис С., 10 лет, отвечает за санитарное состояние территории дачи. В его обязанности входит уборка двора, сжигание сухих веток, рас­пилка дров. По дому мальчик умеет делать практически все: моет посуду, полы, вытирает пыль, пытается ремонтировать мебель. Денис чувствует себя полноправным членом семьи.
С другой стороны, существует много примеров, когда родители, жа­лея своих детей, имеющих нарушения зрения, не дают им ничего делать, выполняют за них практически все. Но это неправильно, ни в коем случае нельзя стараться сделать жизнь незрячих легче. Задачей родителей являет­ся только создание таких условий, которые обеспечивали бы естественное развитие детей со зрительной патологией.
Поскольку патология зрения ведет к нарушению социальных отноше­ний, у ребенка может возникнуть ряд негативных социальных установок (установка на избегание зрячих, иждивенчество, неадекватное ситуативное поведение). От этого страдает его подготовка к самостоятельной жизни.
Некоторые навыки общения, такие, как жест, мимика не могут быть приобретены людьми с нарушением зрения спонтанно, путем естественно­го подражания. Скованность в разговоре, отсутствие мимики, неподвиж­ность лица («лицо-маска») вызывают недоумение у зрячих. Требуется спе­циальная длительная работа по привитию умения свободно держать себя в обществе, красиво и непринужденно двигаться, общаться с различными людьми, владея при этом мимикой и пантомимикой.
Уровень притязаний незрячих несколько ниже, чем у их зрячих свер­стников. Это говорит о неблагоприятном личностном развитии людей с нарушением зрения, их неуверенности в себе. Причем, комплекс неполно­ценности у слабовидящих более выражен, чем у тотально слепых. Так, они испытывают больший дискомфорт, чем незрячие, когда вынуждены обра­щаться за помощью к окружающим. С одной стороны, они считают себя зрячими, с другой, их неполноценное зрение не дает им возможности чув­ствовать себя уверенно в разных жизненных ситуациях.
Необходимо объяснить детям, что не надо стесняться обращаться за помощью к людям. Для этого надо научить их, как вежливо обратиться с просьбой, объяснить, что иногда человек может ответить не совсем при­ветливо не из-за того, что не хочет общаться с инвалидом по зрению, а по­тому, что устал, у него плохое настроение или, может быть, что-то случи­лось в семье.
Воспитание детей с нарушением зрения связано с формированием компенсаторных навыков, не владея которыми они не смогут полноценно адаптироваться в обществе зрячих. Эти специальные навыки помогут не­зрячим и слабовидящим научиться без зрительного контроля или под кон­тролем дефектного зрения качественно, эстетично быстро выполнять свои действия, используя все сохранные анализаторы, в том числе остаточное зрение.
Социализация предполагает формирование таких качеств личности, как трудолюбие, стремление к самостоятельности, самосовершенствова­нию, упорству, выдержке, инициативе, решительности и др. Самостоя­тельная деятельность при зрительной недостаточности формируется пре­имущественно в результате специального обучения, в ходе которого у ре­бенка возникают и укрепляются социально-адаптивные навыки. Осознание детьми важности овладения такими специальными навыками - необходи­мое условие социализации детей с нарушением зрения.
Таким образом, воспитание ребенка со зрительной недостаточностью представляет собой комплекс психологических, педагогических, коррек­ционных методов работы, направленных на формирование социально-адаптивных навыков и, в конце концов, на его социальную реабилитацию.

 

 

Популярные материалы Популярные материалы

Облако тегов Облако тегов

 

Источник: http://aupam.narod.ru/pages/biblioteka/podgotovka_...