Особенности развития двигательных качеств у

период реабилитации после гипертонического криза

Тема

Особенности физического воспитания детей 5-7 лет с отклонениями в состоянии здоровья

План


1.Понятие физическое воспитание, физическое развитие

2.Физиологические предпосылки форм организации физического воспитания

.Задачи и особенности физического воспитания детей 5-7 лет с нарушением слуха

.Формы организации физического воспитания детей 5-7 лет с нарушением слуха

.Система работы по физическому воспитанию детей с нарушением слуха

.Примеры комплексов упражнений, занятий, игр для коррекционной работы с детьми с нарушением слуха

1. Понятие физическое воспитание, физическое развитие


Понятие физическое воспитание, о чем говорит уже сам термин, входит в общее понятие воспитание в широком смысле. Это означает, что так же как и воспитание в целом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, который характеризуется всеми общими признаками педагогического процесса ( направляющая роль педагога - специалиста, организация деятельности в соответствии с педагогическими принципами и т.д.) либо осуществляется в порядке самовоспитания. Отличительные же особенности физического воспитания определяются прежде всего тем, что это процесс, направленный на формирование двигательных навыков и развитие так называемых физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую работоспособность.

В самом общем смысле физическим развитием человека называет процесс изменения естественных морфофункциональных свойств его организма в течение индивидуальной жизни. Внешними количественными показателями физического развития являются, например, изменения пространственных размеров и массы тела, качественно же физическое развитие характеризуется прежде всего существенным изменением функциональных возможностей организма по периодам и этапам его возрастного развития, выраженным в изменении отдельных физических качеств и общего уровня физической работоспособности.


2.Физиологические предпосылки форм организации физического воспитания


Педагогическое воздействие в целях восстановления нарушенных и развития еще не сформировавшихся двигательных функций предполагает применение специальной системы физических упражнений в процессе обучения, воспитания и развития умственно отсталых детей.

Занятие физическими упражнениями основаны на одной из главных потребностей человека - влечении его к движениям (кинезофилии). Широкие возможности использования физических упражнений определяются ведущим значением локомоторного аппарата во всей жизнедеятельности человека. Необходимым условием нормального функционирования и совершенствования всех важнейших систем организма, в том числе внутренних органов, является моторная активность.

Психика выражается в моторных актах, но эта связь обоюдна: благодаря проприоцепции моторика влияет на психику. Поэтому аномальным детям так необходимы занятия физической культурой и трудовой деятельностью.

Рецепторная функция моторного анализатора регулирует всю нервную трофику организма. Ведущая роль в управлении вегетативными функциями принадлежит проприоцепторам, а основной причиной преобладания моторики является более высокая функциональная лабильность моторных центров по сравнению с вегетативными. Поэтому имеется возможность, изменяя функциональное состояние моторного анализатора и его локомоторного аппарата, направленно влиять на деятельность различных систем организма.

Здоровье человека поддерживается регулированием органов на основе афферентации, осуществляемой в мышечно-суставном аппарате проприоцепцией, а в системе внутренних органов - интероцепцией. Благодаря наличию этих связей каждой системе органов свойственна саморегуляция.

Но помимо саморегуляции на основе проприоцепции и интероцепции возникает более сложная и широкая межсистемная регуляция физиологических функций и положительной и отрицательной обратной связью. Положительная связь выражается в том, что усиление одной из взаимосвязанных функций вызывает нарастание другой. Отрицательная обратная связь заключается в усилении одного процесса и ослаблении другого. Один и тот же нерв регулирует положительную связь в отношении одного внутреннего органа и отрицательную в отношении другого.

В патологических состояниях и в условиях дефекта (у аномальных детей) тип обратной связи, по-видимому, может меняться, извращаться, что не исключает возникновения резкой дисгармонии физиологических функций, особенно в аппарате дыхания и сердечно-сосудистой системе. Задачей физических упражнений в таких случаях является восстановление примата моторики, подчиняющей себе все функции организма.

Необходимо учитывать, что проприоцепции способна не только усиливать возбудительный процесс в моторных и вегетативных центрах, но и в определенных условиях ограничивать его. Фактически, исходя из этого, физическая культура - это терапия регуляторных механизмов. Она использует наиболее адекватные биологические пути мобилизации собственных приспособительных, защитных и компенсаторных свойств организма с целью ликвидации различных недостатков. Поэтому в практике физическое воспитание аномальных детей требуется детальное обоснование избирательного воздействия физических упражнений на различные анализаторы и функциональные системы их организма.

Своевременное (чем раньше - тем лучше) использование системы физического воспитания как эффективного средства коррекции нарушенных и компенсаций недоразвитых функций позволяет предупредить появление вторичных отклонений и развитии умственно отсталых детей.

Коррекционно-педагогический процесс следует строить, основываясь на идеях об использовании сохранных возможностей в развитии ребенка и зонах его ближайшего развития.

Выявление двигательных нарушений должно осуществляться параллельно с выявлением сохранных двигательных возможностей.

Управление развитием двигательной сферы умственно отсталых детей предполагает изучение специфики их двигательных нарушений и физического развития, проявляющихся в разных локомоциях, произвольных движениях и отрицательно сказывающихся на их общем психофизическом развитии.

Разлитое органическое поражение коры головного мозга препятствует не только психическому, но и физическому развитию детей, формированию у них произвольных движений. При этом необходимо учитывать, что произвольное движение является результатом суммарной деятельности всего головного мозга и оно может быть нарушено как наиболее сложно организованная деятельность при поражениях коры больших полушарий.

У умственно отсталых детей в связи с тотальным органическим поражением коры головного мозга нарушения произвольных движений в большинстве случаев являются своеобразным признаком уровня моторной развитости.

В объяснении двигательной недостаточности детей можно опираться на многоуровневую теорию построения движений, разработанную Н.А. Бернштейном, сущность которой заключается в том, что вше по уровню поражена центральная нервная система, тем менее вероятной становится возможность управления смысловой организацией движений.

А поскольку аномальный ребенок не обладает достаточным двигательным опытом, то его общее психофизическое развитие будет страдать, так как он не сможет на должном уровне общаться с другими детьми, перенимать их опыт.

Фундаментальными экспериментальными исследованиями было доказано, что при использовании оптимальной системы физических упражнений нарушенные движения при поражении коры головного мозга могут успешно корригироваться.

При разработке научно-методических основ физического воспитания детей специальных дошкольных учреждений необходимо тщательно учитывать как структуру основного дефекта, так и двигательные возможности детей.

Занятия физической культурой по преодолению двигательных нарушений у умственно отсталых детей следует проводить так, чтобы коррекционные задачи пронизывали все формы занятий. Важно, чтобы их содержание определялось необходимостью решения задач коррекции двигательных нарушений и имело оздоровительную направленность, т.е. осуществлялся бы комплексный подход. Нужно, чтобы специфические задачи физического воспитания решались и при проведении утренней гимнастики, физкультминуток.


3.Задачи физического воспитания детей с нарушением слуха

физический воспитание слух коррекционный

Физическое воспитание детей с нарушениями слуха направлено на охрану и укрепление их здоровья, гармоничное физическое развитие, закаливание детского организма, развитие потребности в двигательной активности, формирование основных движений и двигательных качеств, коррекцию и профилактику нарушений физического развития. В процессе работы по физическому воспитанию реализуется как общие с массовыми дошкольными учреждениями задачи, так и специфические, обусловленные наличием своеобразия в физическом и моторном развитии детей с нарушениями слуха.

Решение оздоровительных задач - укрепление здоровье детей, содействие их физическому развитию и закаливание организма предполагают систематический контроль за здоровьем детей со стороны педагогов и врачей, проведение постоянных медицинских осмотров, правильную организацию режима дня в детском саду и дома.

Формирование основных движений и двигательных качеств - одна из основных задач физического воспитания детей с нарушениями слуха, так как овладение основными движениями создает основу для нормализации жизнедеятельности ребенка. Обучение детей правильной ходьбе, бегу, лазанью, прыжкам, метанию оказывает эффективное воздействие на развитие всего организма. Сформированность основных движений обеспечивает возможности расширения двигательного опыта, создает необходимую базу для овладения более сложными движениями. Для формирования основных движений используются подводящие упражнения, упрощаются некоторые условия их выполнения. В единстве с формированием основных движений развиваются двигательные качества: скоростные, скоростно-силовые, совершенствуются пространственно-временные ориентировки, равновесие, воспитываются ловкость, выносливость.

Решение коррекционных задач связано с развитием и тренировкой функции равновесия, формированием правильной осанки, коррекций и профилактикой плоскостопия, развитием дыхания, координации движений. Одной из важных коррекционных задач физического воспитания глухих и слабослышащих дошкольников является развитие их ориентирования в пространстве. Для этого используются упражнения, связанные с изменением местонахождения детей и размещения инвентаря в зале, изменением направления и условий движения. Детей необходимо упражнять в быстром выполнении ряда движений, развивать их двигательную реакцию в играх, изменять условия применения сформированных навыков и умений. Использование звукового сопровождения на занятиях по физическому воспитанию помогает развитию чувства ритма, вибрационной чувствительности, развлечению медленных и быстрых звучаний, что, таким образом, способствует развитию слухового восприятия.

Физическое воспитание детей связано с развитием речи и речевого общения. Выполнение движений сопровождается использованием речевых инструкций воспитателем. По мере овладения детьми значениями слов и инструкций речевой материал предъявляется устно. Дети усваивают слова, обозначающие движения, физкультурные снаряды, игрушки, учатся применять эти слова в общении с другими детьми и педагогом в процессе подвижных игр, выполнения упражнений. Использование речевого материала должно быть хорошо продумано и регламентировано воспитателем с тем, чтобы не снижать моторной плотности занятий.

В процессе физического воспитания у детей развивается произвольное внимание, умение действовать по подражанию взрослому и по наглядному образцу, а затем и самостоятельно выполнять упражнения, ориентируясь на словесные инструкции. Дети учатся действовать в коллективе, согласовывая свои действия с действиями других детей, помогать им, проявлять инициативу, самостоятельность, выдержку в играх и упражнениях. Достижение успеха в выполнении заданий и упражнений способствует формированию у старших дошкольников оценки собственных возможностей, положительно отражается на личностном развитии ребенка. Важное значение для дальнейшего физического развития приобретает формирование у дошкольников интереса к занятиям физкультурой, участию в играх, соревнованиях.


4.формы организации физического воспитания детей 5-7 лет нарушением слуха


Физическое воспитание осуществляется в процессе всей коррекционно-воспитательной работы. Основными формами физического воспитания являются: утренняя гимнастика, подвижные игры на прогулках и в перерыве между занятиями, физкультминутки, фонетическая ритмика, музыкальные занятия, занятия по физическому воспитанию.

Утренняя гимнастика способствует переходу организма ребенка от сна к бодрствованию, готовит к активной деятельности в течение дня, создает необходимый тонус. Комплекс упражнений соответствует возрасту, индивидуальным возможностям детей и включает знакомые детям, отработанные упражнения на развитие и координацию основных движений, развитие равновесия, формирование правильной осанки. Зарядка проводится в хорошо проветренном помещении, где заранее подготавливаются необходимые атрибуты (мячи, флажки). Обычно при проведении утренней гимнастики соблюдается следующая последовательность: ходьба, бег, улучшающие кровообращение и усиливающие дыхание, общеразвивающие упражнения, прыжки, подскоки, дыхательные упражнения.

Подвижные игры проводятся на прогулках и в перерыве между занятиями. Организация игр на прогулке зависит от времени года и состояния погоды. В холодное время года целесообразно начать прогулку с бега, подвижных игр. В дождливую погоду организуются малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства. Во время прогулок можно широко использовать бессюжетные игры, в старших группах - элементы спортивных игр. На прогулках можно обучать детей катанию на велосипеде, зимой - на санках, лыжах. В содержание прогулок могут включаться также и различные упражнения на развитие движений и двигательных качеств, закрепление разученных на занятиях упражнений.

Свободная деятельность детей в дневное и вечернее время создает хорошие возможности для двигательной активности, когда дети занимаются играми, рисованием, чтением, упражнениями на гимнастических снарядах. Их двигательной активностью необходимо руководить и следить, чтобы активные движения чередовались с занятиями за столом, спокойными играми, не допускать перевозбуждения в процессе коллективных игр.

Физминутки обеспечивают смену деятельности детей на занятиях, создают возможности для кратковременного отдыха. Физкультминутки проводятся, как правило, в середине занятия, после появления признаков утомления. Длительность физкультминутки - 3-5 минут, в нее включаются несколько упражнений, которые обычно носят игровой характер, или подвижная игра.

Музыкальные занятия - также одна из форм физического воспитания дошкольников с нарушением слуха. Они направлены на восприятие музыки, развитие голоса, развитие ритма движений. На музыкальных занятиях дети много двигаются: танцуют, играют, выполняют упражнения, участвуют в подвижных играх. В содержание музыкальных занятий включаются простые движения (ходьба, бег, прыжки, хлопки, притопы) и более сложные (элементы танца). В процессе музыкальных занятий у детей формируется чувство ритма, которое положительно влияет на движения детей, делает их более координированными, ритмичными.

Занятия по физической культуре. Структура занятий по физическому воспитанию в специальных садах включает три части: вводную, основную и заключительную. Во водной части важно подготовить детей к основной физической нагрузке. Вводная часть включает в себя построение, объяснение задач, ходьбу, кратковременный бег и несложные упражнения, подготавливающие к выполнению основной нагрузки. В основную часть входят общеразвивающие упражнения, развитие основных движений и подвижная игра. В заключительной части предлагается легкий бег, спокойная ходьба, упражнения на внимание, координацию движений, подводятся итоги.


5.Система работы по физическому воспитанию детей с отклонениями в развитии детей 5-7 лет


Важное значение в системе обучения придается физическому воспитанию детей, направленному на охрану и укрепление их здоровья, гармоничное физическое развитие, развитие потребности в двигательной активности, формирование основных движений и двигательных качеств, коррекцию и профилактику нарушений физического развития.

Решение коррекционных задач связано с преодолением некоторых особенностей, обусловленных снижением слуха и нарушением деятельности вестибулярного аппарата, возникшим в результате тяжелых заболеваний, перенесенных детьми. Коррекция отклонений в моторном развитии предполагает тренировку функции равновесия, формирование правильной осанки, коррекцию и профилактику плоскостопия, развитие дыхания, координации движений. Одной из важных коррекционных задач физического воспитания глухих и слабослышащих дошкольников является развитие их ориентировки в пространстве. Правильно организованное физическое воспитание развивает активность детей, повышает работоспособность, что позволяет успешно проводить воспитательную и коррекционно-образовательную работу.

Важное значение в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха придается обучению игре. Это связано с большой развивающей ролью игры, с открывающимися возможностями решать воспитательные задачи и задачи развития речи и общения. Формирование игровой деятельности предполагает развитие интереса к играм, обучение действиям с игрушками, формирование ролевого поведения, умение использовать предметы-заместители и воображаемые предметы и действия, умение отражать в играх действия людей и их отношения, разворачивать и обогащать сюжеты игр.


6. Примеры комплексов упражнений, занятий, игр для коррекционной работы с детьми с нарушением слуха


1. «Стройная елочка» (игра-сказка)

Задачи игры

.закрепление умения различать музыку: тихую - быструю и громкую - медленную.

. закрепление умения двигаться легким бегом на высоких полупальцах, сохраняя правильную осанку.

Содержание игры

Воспитатель рассказывает детям сказку. «В лесу было много елочек. Когда лесник спал, они танцевали, бегали, играли. Когда лесник просыпался, елочки быстро вставали на свои места и стояли ровно и красиво. Лесник не любил неровные елочки». Будем играть.

Последовательность обучения

.Начинать обучение детей следует с показа правильной осанки. Учитель ставит детей спиной к стене (без плинтуса) таким образом, чтобы затылок, плечи, ягодицы, пятки были плотно прижаты с стене, живот подтянут, руки в стороны - вниз, ладонями вперед, пальцы расставлены, напряжены.

.Для закрепления мышечного чувства правильности осанки учитель просит детей отойти от стены, сохраняя исходное положение, и сделать несколько шагов вперед.

.Дети учатся бегать на высоких полупальцах по всему залу, сохраняя правильную осанку.

.Учитель играет разные фрагменты из «лесника» и «Стройных елочек» и учит различать фрагменты, обращая внимание детей на сочетание тихой - быстрой музыки - «Стройные елочки» и громкой - медленной - «Лесник». (Дети сидят на стульях у инструмента и, сосредоточившись, слушают музыку. Они определяют характер музыки и доступные средства выразительности: громко - тихо, быстро - медленно, весело - грустно.)

Проведение игры

Условия проведения игры: из игры выбывает ребенок - «Елочка», которая, убегая от «Лесника на свое место, принимает неправильную позу. Тогда «Лесник» рубит «Елочку» и «выносит ее из леса».

Дети стоят у стены в позах «Стройных елочек» «Лесник засыпает, звучит быстрая и тихая музыка. «Елочки» отходят от стены и начинают бегать, кружиться на носочках легко и красиво, стараясь сохранить правильную осанку. Звучит громкая музыка - это просыпается «лесник». Он зевает, потягивается и идет проверять лес. В это же время «Елочки» стремительно бегут к стене, сохраняя красоту осанки, и становятся в исходное положение. «Лесник» обходи каждую «Елочку» и неровную, нестройную «рубит» и уносит в сторону.

Примечание. Роль «лесника» вначале желательно выполнять учителю. После того кА хотя бы один ребенок четко усвоит позу «Стройной елочки» и сможет оценить правильное выполнение ее другими детьми, можно передать роль «лесника» ему.

2. «Идем в лес на поляну».

Задачи

.Улучшение функции зрительного и слухового анализаторов, их координации с движениями туловища и конечностей.

.Развитие умения воспроизводить определенные интонационные структуры речи с использованием фонетической ритмики.

.Закрепление навыка восприятия характера музыки (весело, грустно), определение средств музыкальной выразительности (быстро и медленно или громко, тихо, плавно), регистровые отличия.

.Развитие воображения при одновременном использовании музыки и живописи.

.Формирование умения выразительно, в характере образа двигаться в заданной учителем ситуации, - умения самостоятельно придумывать различные варианты игры и раскованно, с выдумкой изображать придуманное содержание игры.

.Повышение эмоционального тонуса, воспитание чувства юмора.

Содержание игры

Дети стоят полукругом, учитель перед ними. Учитель говорит: «Пойдем в лес на поляну». Дети спрашивают его, кто живет там. Учитель, садясь за инструмент, предлагает детям послушать музыку, посмотреть на рисунки зверей, вывешенные на доске, и на таблицу-подсказку, самим определить и изобразить в движениях жителей зоопарка. Затем учитель начинает играть в различной последовательности музыкальные отрывки, передающие характер различных животных, а дети соответствующими движениями, разученными предварительно, изображают их, стараясь передавать характер данных животных движениями и речью, создавая таким образом различные эмоциональные ситуации (дружбы, вражды, просто веселого или грустного настроения).

Условия игры. Из игры выбывают те дети, которые: неверно определили движение, забыли произнести «речь» животного или перепутали ее.

Примечание. Игра может проводиться в кругу, командами, парами.

Описание движения детей, подражающих движениям животных в игре.

Дети - «рыбки». И.п.: лежат на животе, руки вытянуты вперед, вверх, ноги прямые (на коврике).

Выполнение упражнения: «рыбки поплыли» - дети поднимают руки вперед, вверх, голову также вверх; в таком положении, опираясь только на живот, покачиваются, то опуская слегка руки вниз и поднимая прямые ноги, то поднимая руки вверх, опуская при этом ноги, «как рыбка плавает в реке».

Упражнение повторяется 3-4 раза, после чего принимается исходное положение - лежа на коврике, спокойно расслабившись, и вновь повторяют качательные движения 3-4 раза. При утомлении ребенка количество повторений уменьшается. Дыхание носом - при разучивании данного движения.

Дети - «лошадки». И.п.: руки опираются о пол в центре обруча. Переступая ногами назад, принять положение упор лежа, ступни за обручем. Переступая вперед, возвратиться в исходное положение. «Ноги» быстро маршируют назад из обруча, а потом также быстро возвращаются в обруч. При усвоении этого игрового задания можно выполнять более сложные задания: дети делают лежа упор руками перед собой с резким прыжком двумя ногами назад, а возвращаются в исходное положение прыжком вперед

Первая часть упражнения повторяется 3-5 раз, вторая - 2-3 раза. Упражнение делать, не торопясь, смотреть на ноги, чтобы во время прыжка не наступить на обруч. В исходном положении - стоя на четвереньках, руки прямые, ладони опираются на пол на ширину плечевого пояса, кисти параллельны, грудная клетка развернута, голова поднята, ребенок смотрит вперед. После выполнения подряд 2-3 движений возвращается в исходное положение. Контролировать осанку в этом положении.

Список литературы


1.Головчиц Л.А. дошкольная сурдопедагогика. Учеб. Пособие для студ. - М.: Гуманит. Изд. Центр. ВЛАДОС, 2001г.

.Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития /под общ. Ред Е.М. Мастюковой. - М.: Аркти, 2002.

.Специальная дошкольная педагогика под ред. Е.а. Стребелевой. - М., 2001.

.Горькова Л.Т., Обухова Л.А. Занятия физической культурой в ДОУ. - М., 2005.


Источник: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=524898