7 класс - Государственное бюджетное образовательное

Пояснительная записка Программа предназначена для

Глава 3. Многообразие животного мира

      Задачи главы:
      • развить у учащихся понятия о многообразии животного мира, значении животных в природе и жизни человека;
      • раскрыть особенности строения и жизнедеятельности животных разных систематических групп.
      Планирование главы
      Урок 34. Общие сведения о животном мире.
      Урок 35. Одноклеточные животные, или Простейшие.
      Урок 36. Паразитические простейшие. Значение простейших.
      Урок 37. Ткани, органы и системы органов многоклеточных животных.
      Урок 38. Тип Кишечнополостные.
      Урок 39. Многообразие кишечнополостных.
      Урок 40. Общая характеристика червей. Тип Плоские черви.
      Урок 41. Тип Круглые черви и тип Кольчатые черви.
      Урок 42. Брюхоногие и Двустворчатые моллюски.
      Урок 43. Головоногие моллюски.
      Урок 44. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.
      Урок 45. Класс Паукообразные.
      Урок 46. Класс Насекомые.
      Урок 47. Многообразие насекомых.
      Урок 48. Обобщающий урок или экскурсия «Разнообразие и роль членистоногих в природе».
      Урок 49. Тип Хордовые.
      Урок 50. Строение и жизнедеятельность рыб.
      Урок 51. Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб.
      Урок 52. Класс Земноводные.
      Урок 53. Класс Пресмыкающиеся.
      Урок 54. Класс Птицы.
      Урок 55. Многообразие птиц и их значение. Птицеводство.
      Урок 56. Экскурсия «Знакомство с птицами леса».
      Урок 57. Класс Млекопитающие, или Звери.
      Урок 58. Многообразие зверей.
      Урок 59. Домашние млекопитающие.

Урок 34. Общие сведения о животном мире

      Задачи урока:
      • выявить признаки сходства и различий между животными, растениями, грибами, бактериями;
      • продолжить знакомство учащихся с многообразием животного мира;
      • развить понятие о систематике живых организмов и о виде как основной систематической единице;
      • расширить знания учащихся о значении животных в природе и жизни человека;
      • обосновать необходимость охраны животного мира.
      Ход урока
      I. Актуализация знаний о чертах сходства и различий животных и растений в ходе коллективного заполнения таблицы «Черты сходства и различий животных и растений» (оформление работы в тетради — задание 3).
      II. Изучение нового материала
      1. Многообразие животных (рассказ учителя с демонстрацией фотографий животных; выполнение заданий 1, 2 в рабочей тетради).
      2. Сходство животных с другими организмами и отличия от них (объяснение учителя с элементами беседы).
      3. Классификация животных — распределение всего множества животных на соподчиненные группы (рассказ учителя с демонстрацией таблиц; выполнение задания 4 в рабочей тетради).
      4. Охрана животного мира (рассказ учителя с элементами беседы).
      III. Закрепление знаний и умений
      1. Отработка понятий: классификация животных, вид, охрана животных.
      2. Беседа по вопросам:
      • Какие среды жизни населяют животные?
      • Почему в любой среде обитания животные распределены неравномерно?
      • Что означает провести классификацию?
      3. Обсуждение вопроса «Почему мир животных многообразен?».
      IV. Домашнее задание
      Изучить § 34. Ответить на вопросы в конце параграфа.

Урок 35. Одноклеточные животные, или Простейшие

      Задачи урока:
      • познакомить учащихся с общей характеристикой простейших, особенностями их строения, жизнедеятельности;
      • научить учащихся распознавать простейших, выявлять черты сходства и различий в строении растительной клетки и клетки простейших;
      • продолжить формирование у учащихся умений работать с микроскопом, готовить временные микропрепараты.
      Ход урока
      I. Проверка знаний о многообразии животного мира в ходе фронтальной беседы по вопросам:
      • В чем проявляется многообразие животного мира?
      • Какие признаки характерны для всех или для большинства животных, а для растений являются исключением?
      • Почему по внешнему виду животных обычно можно определить среду их обитания?
      • С какой целью ученые классифицируют животных?
      • Какие меры должны предпринимать люди для сохранения животных?
      II. Изучение нового материала
      1. Общая характеристика простейших (рассказ учителя с демонстрацией таблиц, слайдов или фрагментов видеофильма «Простейшие»; выполнение задания 1 в рабочей тетради).
      2. Лабораторная работа «Изучение многообразия свободноживущих водных простейших» (выполнение работы по инструктивной карточке на с. 131 учебника, оформление работы в рабочей тетради — задание 4).
      III. Закрепление знаний
      1. Отработка понятий: простейшие, органеллы, псевдоподии, внутриклеточное пищеварение, саркодовые, жгутиконосцы, инфузории.
      2. Коллективное заполнение таблицы «Строение одноклеточных животных» на доске (в каждой из колонок ставится знак «+» или «–» (наличие или отсутствие указанной в левой колонке структуры).

Структура

Амеба-протей

Жгутиконосец Бодо

Инфузория-туфелька

Оболочка

+

+

+

Цитоплазма

+

+

+

Ядро

+

+

+(2)

Ложноножки

+

Жгутик

+

Реснички

+

Пищеварительная вакуоль

+

+

Сократительная вакуоль

+

+

+

      3. Обсуждение вопроса «Почему простейшие являются самостоятельными организмами?».
      IV. Домашнее задание
      Изучить § 35. Ответить на вопросы в конце параграфа. Выполнить задания 2, 3 в рабочей тетради.

Урок 36. Паразитические простейшие. Значение простейших

      Задачи урока:
      • закрепить у учащихся знания о характерных чертах строения и процессах жизнедеятельности простейших;
      • продолжить формирование у учащихся представлений о многообразии и классификации простейших;
      • раскрыть меры борьбы и профилактики заражения паразитическими простейшими;
      • познакомить учащихся со значением простейших в природе и жизни человека.
      Ход урока
      I. Проверка знаний о строении и жизнедеятельности простейших в ходе коллективного заполнения таблицы «Сравнительная характеристика простейших».

Признаки, свойства

Саркодовые

Жгутиконосцы

Инфузории

Форма тела

Непостоянная

Постоянная

Постоянная

Характер передвижения

С помощью псевдоподий

С помощью жгутиков

С помощью ресничек

Количество ядер

Одно ядро

Одно ядро

Два ядра

Размножение

Бесполое

Бесполое

Бесполое и половое

      II. Изучение нового материала
      1. Простейшие-паразиты (объяснение учителя; выполнение задания 1 в рабочей тетради).
      • Саркодовые — дизентерийная амеба (объяснение учителя с демонстрациями таблиц, слайдов).
      • Жгутиконосцы — трипаносомы, лейшмании, лямблии, амеба (объяснение учителя с демонстрациями таблиц, слайдов).
      • Кокцидии — токсоплазма (объяснение учителя с демонстрациями таблиц, слайдов).
      • Кровяные споровики — малярийный плазмодий (объяснение учителя с демонстрациями таблиц, слайдов).
      • Миксоспоридии — паразиты рыб (объяснение учителя с демонстрациями таблиц, слайдов).
      • Миксоспоридии — паразиты медоносной пчелы и тутового шелкопряда (объяснение учителя с демонстрациями таблиц, слайдов).
      2. Значение простейших в природе (рассказ учителя с элементами беседы):
      • водные простейшие: биологическая очистка водоемов, участие в цепях питания;
      • почвенные простейшие;
      • участие простейших с твердым скелетом в формировании земной коры.
      3. Значение простейших в хозяйственной деятельности человека (самостоятельная работа учащихся с текстом «Значение простейших» учебника).
      III. Закрепление знаний
      1. Отработка понятий: паразитические простейшие, амебиаз, сонная болезнь, пендинская язва, малярия, радиолярии, фораминиферы.
      2. Коллективное заполнение на доске таблицы «Паразитические простейшие» (оформление работы в рабочей тетради — задание 2).
      3. Обсуждение проблемы «Как можно использовать простейших-паразитов в хозяйственной деятельности человека».
      IV. Домашнее задание
      Изучить § 36. Ответить на вопросы в конце параграфа. Заполнить таблицу «Значение простейших».

Простейшие

Места обитания

Значение

в природе

в жизни человека

Свободноживущие

 

 

 

Паразитические

 

 

 

Урок 37. Ткани, органы и системы органов многоклеточных животных

      Задачи урока:
      • расширить представления учащихся о тканях животных, их многообразии и значении;
      • развить представления учащихся о взаимосвязи строения ткани и выполняемых ею функциях;
      • продолжить формирование у учащихся понятий об органах, о системах органов многоклеточных животных, взаимосвязи строения и функций систем органов;
      • развивать умение учащихся изучать с помощью светового микроскопа фиксированные микропрепараты.
      Ход урока
      I. Актуализация знаний в ходе коллективного обсуждения вопросов: что такое ткань? Какие типы тканей встречаются у растений? Какие функции они выполняют?
      II. Изучение нового материала
      1. Ткани животных: покровная, соединительная, мышечная, нервная (рассказ учителя с демонстрацией таблиц; выполнение задания 2 в рабочей тетради).
      2. Органы и системы органов: пищеварительная, дыхательная, выделительная, кровеносная, половая, нервная (объяснение учителя с демонстрацией таблиц; выполнение задания 1 в рабочей тетради).
      III. Закрепление знаний и умений
      1. Лабораторная работа «Изучение многообразия тканей животных» (выполнение работы по инструктивной карточке на с. 139 учебника, оформление работы в рабочей тетради — задание 3).
      2. Отработка понятий: ткань (покровная, соединительная, мышечная, нервная), орган, система органов (пищеварительная, дыхательная, выделительная, кровеносная, половая, нервная).
      3. Обсуждение вопроса «Почему у разных животных одинаковые системы органов могут быть образованы из неодинаковых органов?».
      IV. Домашнее задание
      Изучить § 37. Ответить на вопросы в конце параграфа.

Урок 38. Тип Кишечнополостные

      Задачи урока:
      • познакомить учащихся с общей характеристикой типа Кишечнополостные;
      • сформировать у учащихся представления о внешнем строении и образе жизни кишечнополостных в связи со средой обитания;
      • раскрыть особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности кишечнополостных.
      Ход урока
      I. Проверка знаний о тканях, органах и системах органов животных (индивидуальный опрос учащихся у доски; работа с дидактическими материалами). Фронтальная беседа по вопросам:
      • В чем принципиальные отличия клеток многоклеточных животных от клеток простейших?
      • Какие ткани животных вы знаете?
      • Какова функция эпителиальной ткани?
      • Какие виды мышечной ткани вы знаете?
      • В чем особенности нервной ткани?
      • Что такое орган?
      • Из чего состоит орган?
      • Какие системы органов вы знаете?
      II. Изучение нового материала
      1. Общая характеристика кишечнополостных (беседа с элементами рассказа и использованием рис. 95 учебника; выполнение задания 1 в рабочей тетради).
      2. Лабораторная работа «Изучение пресноводной гидры» (выполнение работы по инструктивной карточке на с. 143 учебника, оформление работы в рабочей тетради — задание 4).
      3. Размножение гидры: бесполое, половое (объяснение учителя с демонстрацией таблиц).
      4. Рефлекс (объяснение учителя с элементами беседы; выполнение задания 5 в рабочей тетради).
      III. Закрепление знаний и умений
      1. Отработка понятий: кишечнополостные, радиальная симметрия, диффузная нервная система, медуза, полип, регенерация, рефлекс.
      2. Обсуждение вопроса «Почему нервная система у подвижных кишечнополостных более развита, чем у прикрепленных форм?».
      IV. Домашнее задание
      Изучить § 38. Ответить на вопросы в конце параграфа. Выполнить задания 2, 3 в рабочей тетради.

Урок 39. Многообразие кишечнополостных

      Задачи урока:
      • расширить представления учащихся о многообразии кишечнополостных и их классификации;
      • раскрыть особенности строения и образа жизни гидроидных, сцифоидных, коралловых полипов;
      • обосновать роль кишечнополостных в природе, показать практическое значение кораллов;
      • обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся о кишечнополостных.
      Ход урока
      I. Проверка знаний об особенностях строения кишечнополостных на примере пресноводной гидры.
      1. Ответить на вопросы:
      • Пресноводные гидры обитают в водоемах со стоячей или слабопроточной водой и не живут в реках с быстрым течением. Почему?
      • Какие функции выполняют стрекательные клетки?
      • К телу сидячей гидры прикоснулись соломинкой. Гидра изменила свою форму — стала короткой и толстой. Потревожен один небольшой участок, а в ответ сократился весь организм. Как называется такая реакция?
      • Из 1/200 части тела может восстановиться целый организм гидры. Как называется это свойство гидры и каково его значение?
      2. Назвать пропущенные слова:
      • У гидры непереваренные остатки пищи удаляются через ________.
      • В тело гидры растворенный в воде кислород поступает через _________.
      • В течение теплого времени года гидра размножается ______________.
      • Мужские половые клетки гидры называются ______.
      • Женские половые клетки гидры называются ______.
      • Процесс слияния половых клеток называется ______.
      3. Дать общую характеристику кишечнополостных животных.
      II. Изучение нового материала
      1. Класс Гидроидные (рассказ учителя с элементами беседы, демонстрацией таблиц и влажных препаратов; выполнение задания 1 в рабочей тетради).
      2. Класс Сцифоидные (рассказ учителя с демонстрацией таблиц; самостоятельная работа учащихся с текстом «Класс Сцифоидные» учебника; выполнение задания 1 в рабочей тетради).
      3. Класс Коралловые полипы (демонстрация фрагментов видеофильма «Кишечнополостные»; выполнение задания 1 в рабочей тетради).
      4. Практическое значение кораллов (самостоятельная работа с текстом учебника «Практическое значение кораллов»).
      III. Закрепление знаний и умений
      1. Отработка понятий: гидроидные полипы, сцифоидные медузы, коралловые полипы, чередование поколений.
      2. Перечислить признаки, на основании которых гидроидных полипов, сцифоидных медуз и коралловых полипов относят к типу кишечнополостных, и заполнить таблицу «Тип Кишечнополостные» (оформление работы в рабочей тетради — задание 1).
      3. Обсуждение вопроса «Почему кишечнополостных иногда принимают за растения?».
      IV. Домашнее задание
      Изучить § 39. Ответить на вопросы в конце параграфа. Выполнить задания 2, 3 в рабочей тетради.

Урок 40. Общая характеристика червей. Тип Плоские черви

      Задачи урока:
      • познакомить учащихся с общей характеристикой группы червей;
      • сформировать у учащихся представления о типе плоских червей;
      • раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятельности ресничных червей, сосальщиков и ленточных червей в связи с их образом жизни и средой обитания;
      • раскрыть меры борьбы и профилактики заражения паразитическими плоскими червями.
      Ход урока
      I. Проверка знаний о кишечнополостных животных в ходе фронтальной беседы по вопросам:
      • По каким признакам животных объединяют в тип кишечнополостных?
      • Каковы характерные особенности классов кишечнополостных?
      • Жизнь кишечнополостных зависит от окружающей среды. Однако многие из них не только приспособлены к месту обитания, но и сами активно воздействуют на него. Какие примеры такого взаимодействия вам известны?
      II. Изучение нового материала
      1. Общая характеристика червей (объяснение учителя с элементами беседы; выполнение задания 1 в рабочей тетради).
      2. Тип Плоские черви.
      • Класс Ресничные черви (рассказ учителя с демонстрацией таблиц).
      • Класс Сосальщики (рассказ учителя с элементами беседы; выполнение задания 3 в рабочей тетради).
      • Класс Ленточные черви (рассказ учителя с демонстрацией влажных препаратов; самостоятельная работа учащихся с текстом «Класс Ленточные черви» учебника).
      3. Профилактика заражения паразитическими ленточными червями (объяснение учителя; выполнение задания 4 в рабочей тетради).
      III. Закрепление знаний и умений
      1. Отработка понятий: плоские черви, сосальщики, ленточные черви, гермафродит.
      2. Коллективное заполнение на доске таблицы «Тип Плоские черви» (оформление работы в рабочей тетради — задание 2).
      3. Обсуждение вопроса «Почему бычий цепень производит больше яиц, чем молочная планария?».
      IV. Домашнее задание
      Изучить § 40. Ответить на вопросы в конце параграфа.

Урок 41. Тип Круглые черви и тип Кольчатые черви

      Задачи урока:
      • познакомить учащихся с особенностями строения и процессов жизнедеятельности круглых и кольчатых червей;
      • сформировать у учащихся знания о мерах профилактики заражения паразитическими круглыми червями;
      • раскрыть значение червей в природе и жизни человека;
      • обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся о плоских, круглых и кольчатых червях.
      Ход урока
      I. Проверка знаний о плоских червях в ходе фронтальной беседы по вопросам:
      • Каковы общие признаки червей?
      • По каким признакам выделяют тип плоских червей?
      • Какое значение для передвижения планарии имеет выделяемая слизь и реснички, покрывающие тело червя?
      • Какие органы чувств имеются у свободноживущих плоских червей?
      II. Изучение нового материала
      1. Тип Круглые черви (рассказ учителя с элементами беседы и демонстрацией таблиц; выполнение задания 1 в рабочей тетради).
      2. Лабораторная работа «Изучение внешнего строения дождевого червя» (выполнение работы по инструктивной карточке на с. 157 учебника, оформление работы в рабочей тетради — задание 4).
      3. Значение кольчатых червей (самостоятельная работа с учебником).
      III. Закрепление знаний и умений
      1. Отработка понятий: круглые черви, кольчатые черви, кожно-мускульный мешок, целом, замкнутая кровеносная система.
      2. Беседа по вопросам:
      • Какое значение имеют органы чувств кольчатых червей?
      • В чем проявляется более сложное строение нервной системы круглых червей по сравнению с плоскими?
      • Какую функцию выполняет кровеносная система у кольчатых червей?
      • В чем различие размножения плоских и круглых червей?
      3. Обсуждение вопроса «Как можно доказать, что кольчатые черви имеют более сложное строение по сравнению с плоскими и круглыми червями? С чем это связано?».
      IV. Домашнее задание
      Изучить § 41. Ответить на вопросы в конце параграфа. Выполнить задания 1—3 в рабочей тетради.

Урок 42. Брюхоногие и двустворчатые моллюски

      Задачи урока:
      • познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельностью моллюсков в связи с их приспособленностью к обитанию в наземно-воздушной и водной средах;
      • раскрыть значение брюхоногих и двустворчатых моллюсков в природе и жизни человека.
      Ход урока
      I. Проверка знаний о червях в ходе фронтальной беседы по вопросам:
      • Почему кольчатых червей считают более высокоорганизованными по сравнению с червями других типов?
      • Какие изменения в строении кольчатых червей обусловили их более активный образ жизни по сравнению с плоскими червями?
      • Как приспособлены малощетинковые кольчатые черви к обитанию в почве?
      II. Изучение нового материала
      1. Общая характеристика типа Моллюски (рассказ учителя с элементами беседы; выполнение задания 1 в рабочей тетради).
      2. Класс Брюхоногие моллюски, или Улитки (рассказ учителя с элементами беседы; заслушивание сообщений учащихся о многообразии брюхоногих моллюсков).
      3. Класс Двустворчатые моллюски (рассказ учителя; выполнение задания 3 в рабочей тетради).
      4. Значение двустворчатых моллюсков (рассказ учителя с элементами беседы; самостоятельная работа учащихся с учебником).
      III. Закрепление знаний и умений
      1. Отработка понятий: тип Моллюски, брюхоногие моллюски, двустворчатые моллюски, мантия, мантийная полость, сердце, незамкнутая кровеносная система.
      2. Обсуждение вопроса «Почему у моллюсков слабо развита регенерация?».
      IV. Домашнее задание
      Изучить § 42. Ответить на вопросы в конце параграфа. Выполнить задания 2, 4 в рабочей тетради.

Урок 43. Головоногие моллюски

      Задачи урока:
      • расширить представления учащихся о многообразии моллюсков, познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности головоногих моллюсков;
      • раскрыть значение моллюсков в природе и жизни человека, обосновать необходимость и основные меры охраны моллюсков;
      • обобщить и систематизировать знания учащихся о моллюсках.
      Ход урока
      I. Проверка знаний о моллюсках в ходе письменной работы.
      Вариант 1. Выписать цифры, соответствующие сведениям о большом прудовике.
      1. Тело мягкое, есть мантия.
      2. Тело снаружи покрыто двустворчатой раковиной.
      3. Раковина единая, имеет вид башенки.
      4. Хищник, поедающий рыб.
      5. Питается водными растениями.
      6. Дышит атмосферным воздухом.
      7. Дышит кислородом, растворенным в воде и проникающим через жабры.
      8. Кровеносная система незамкнутая.
      9. Кровеносная система замкнутая.
      10. Есть глаза, расположенные у основания щупалец.
      11. Органов зрения нет.
      12. Нервная система состоит из нескольких пар узлов.
      13. Нервные клетки не образуют узлов.
      14. Обитает в пресных водоемах.
      15. Обитает в морях.
      16. Голова хорошо развита.
      17. Личинки паразитируют на теле рыб.
      18. Гермафродит.
      19. Имеет терку (радулу).
      Ответы: 1, 3, 5, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 19.
      Вариант 2. Выбрать признаки, характерные для двустворчатых моллюсков.
      1. Тело разделено на туловище и мускулистую ногу.
      2. Передвигаются за счет воды, выталкиваемой из мантийной полости.
      3. Органами пищеварения служат рот с роговыми челюстями, глотка, пищевод, желудок, кишечник, заканчивающийся анальным отверстием.
      4. Органами дыхания служат парные жабры, имеющие вид листочков.
      5. Развитие происходит без превращений, стадии личинки нет.
      6. Головы нет.
      7. Раздельнополы.
      8. Раковина состоит из трех слоев: рогового, фарфоровидного и перламутрового.
      9. Створки раковины закрываются за счет сокращения мышц-замыкателей.
      10. Обитают в пресных водоемах.
      11. Органы чувств слабо развиты.
      12. Фильтраторы воды.
      13. Ведут малоподвижный образ жизни.
      14. Замкнутая кровеносная система состоит из сердца и сосудов.
      15. Хищники, поедающие разных животных.
      16. Дышат растворенным в воде кислородом.
      17. Тело мягкое, есть мантия.
      18. Имеют терку (радулу).
      19. Среди двустворчатых моллюсков есть наземные виды.
      Ответы: 1, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 16, 17.
      II. Изучение нового материала
      1. Класс Головоногие моллюски: наутилусы, каракатицы, осьминоги, кальмары (рассказ учителя с элементами беседы; выполнение задания 2 в рабочей тетради).
      2. Значение головоногих моллюсков (самостоятельная работа с учебником).
      III. Закрепление знаний и умений
      1. Отработка понятий: головоногие моллюски, мозг, реактивное движение моллюсков, наутилусы, каракатицы, осьминоги, кальмары.
      2. Беседа по вопросам:
      • Почему головоногие моллюски получили такое название?
      • Где обитают головоногие моллюски?
      • Как передвигаются головоногие моллюски?
      • Совершенствование какой системы органов обусловило более высокий уровень развития головоногих среди других моллюсков?
      3. Обсуждение вопроса «Почему у головоногих моллюсков почти нет раковины?».
      IV. Домашнее задание
      Изучить § 43. Ответить на вопросы в конце параграфа. Выполнить задания 1, 3 в рабочей тетради.

Урок 44. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные

      Задачи урока:
      • познакомить учащихся с характерными признаками членистоногих как наиболее высокоорганизованных беспозвоночных животных;
      • рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности ракообразных в связи со средой их обитания и образом жизни;
      • раскрыть значение ракообразных в природе и жизни человека.
      Ход урока
      I. Проверка знаний о моллюсках (фронтальная беседа).
      II. Изучение нового материала
      1. Общая характеристика типа Членистоногие (рассказ учителя с демонстрацией коллекций, таблиц; выполнение задания 1 в рабочей тетради).
      2. Класс Ракообразные (рассказ учителя с элементами беседы).
      3. Значение ракообразных (работа с учебником).
      III. Закрепление знаний и умений
      Отработка понятий: тип Членистоногие, класс Ракообразные, линька, инстинкт.
      IV. Домашнее задание
      Изучить § 44. Ответить на вопросы в конце параграфа. Выполнить задания 2, 3 в рабочей тетради.

Урок 45. Класс Паукообразные

      Задачи урока:
      • рассмотреть особенности внешнего и внутреннего строения паукообразных в связи со средой их обитания;
      • расширить знания учащихся о многообразии паукообразных;
      • раскрыть значение паукообразных в природе и жизни человека.
      Ход урока
      I. Проверка знаний в ходе фронтальной беседы по вопросам:
      • Каковы характерные особенности внешнего строения членистоногих?
      • В чем заключается положительное и отрицательное значение хитинового покрова для членистоногих?
      • В чем заключается усложнение внутреннего строения членистоногих по сравнению со строением кольчатых червей?
      • Почему речного рака относят к типу членистоногих?
      • Каковы черты приспособленности речного рака к среде обитания?
      II. Изучение нового материала
      Класс Паукообразные: сенокосцы, скорпионы, пауки, клещи (рассказ учителя с элементами беседы; выполнение задания 1 в рабочей тетради).
      III. Закрепление знаний и умений
      1. Отработка понятий: класс Паукообразные, сенокосцы, скорпионы, пауки, клещи, паутина, ядовитые железы.
      2. Фронтальная беседа по вопросам:
      • Какие особенности строения и жизнедеятельности свидетельствуют о том, что паукообразные являются хищниками?
      • Почему сенокосцы получили такое название?
      • Какую опасность представляют клещи для человека?
      • Какое значение в жизни пауков имеют паутинные железы?
      3. Обсуждение вопроса «Почему в жизни пауков паутина имеет большое значение?».
      IV. Домашнее задание
      Изучить § 45. Ответить на вопросы в конце параграфа. Выполнить задание 2 в рабочей тетради.

Урок 46. Класс Насекомые

      Задачи урока:
      • продолжить формирование знаний об организации насекомых в связи с их образом жизни и средой обитания;
      • сформировать знания об особенностях размножения и развития насекомых.
      Ход урока
      I. Проверка знаний о ракообразных и паукообразных (2 варианта: 1-й вариант — ракообразные, 2-й вариант — паукообразные). Выписать номера, которыми обозначены признаки.
      Признаки:
      1. Тело животных снаружи имеет хитиновый покров.
      2. Тело состоит из двух отделов: головогруди и брюшка.
      3. Брюшко членистое.
      4. Брюшко нечленистое.
      5. Имеют 4 пары ног.
      6. На голове есть усики.
      7. Усиков нет.
      8. Усиков 2 пары — длинные и короткие.
      9. Имеют простые глаза.
      10. У большинства животных два сложных фасеточных глаза.
      11. Органы дыхания — жабры.
      12. Дыхание трахейно-легочное.
      13. Кровеносная система незамкнутая.
      14. Нервная система состоит из окологлоточного кольца и брюшной нервной цепочки.
      15. Есть мускулистый «сосущий желудок».
      16. Органы выделения — мальпигиевы сосуды.
      17. Раздельнополые животные.
      Ракообразные: 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 13, 14, 17.
      Паукообразные: 1, 2, 4, 5, 7, 12, 13, 14, 15, 16, 17.
      II. Изучение нового материала
      1. Общая характеристика класса Насекомые (рассказ учителя с демонстрацией таблиц, коллекций).
      2. Внешнее строение насекомых (рассказ учителя; самостоятельная работа с учебником).
      3. Внутреннее строение насекомых (объяснение учителя с элементами беседы; демонстрация таблиц).
      4. Развитие насекомых с неполным превращением, с полным превращением (объяснение учителя с использованием коллекции «Развитие насекомых», иллюстраций учебника; выполнение задания 2 в рабочей тетради).
      III. Закрепление знаний и умений
      1. Отработка понятий: класс Насекомые, сложные фасеточные глаза, крылья, мальпигиевы сосуды, куколка.
      2. Обсуждение вопроса «Почему число видов насекомых с полным превращением значительно больше, чем число видов насекомых с неполным превращением?».
      IV. Домашнее задание
      Изучить § 46. Ответить на вопросы в конце параграфа. Выполнить задания 1, 3 в рабочей тетради.

Урок 47. Многообразие насекомых

      Задачи урока:
      • продолжить ознакомление учащихся с многообразием насекомых, их ролью в природе и жизни человека;
      • сформировать у учащихся представления о биологических особенностях общественных насекомых;
      • раскрыть практическое значение пчеловодства;
      • обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся о членистоногих как наиболее высокоорганизованных беспозвоночных животных.
      Ход урока
      I. Проверка знаний о биологических особенностях насекомых в ходе фронтальной беседы по вопросам:
      • Каковы характерные особенности насекомых?
      • Какие признаки объединяют насекомых с паукообразными и ракообразными?
      • Почему насекомых считают более высокоорганизованными членистоногими по сравнению с ракообразными и паукообразными?
      II. Изучение нового материала
      1. Отряд Жесткокрылые, или Жуки (рассказ учителя с элементами беседы; выполнение задания 1 в рабочей тетради).
      2. Отряд Чешуекрылые, или Бабочки. Отряд Перепончатокрылые. Отряд Двукрылые (просмотр и обсуждение видеофильма «Отряды Чешуекрылые, Перепончатокрылые, Двукрылые»).
      3. Отряд Блохи (работа с текстом учебника с. 180).
      III. Закрепление знаний и умений
      1. Лабораторная работа «Изучение внешнего строения насекомого» (выполнение работы по инструктивной карточке на с. 181 учебника, оформление работы в рабочей тетради — задание 2).
      2. Отработка понятий: жуки, бабочки, двукрылые, перепончатокрылые, блохи.
      3. Обсуждение вопроса «Почему так велико видовое многообразие насекомых?».
      IV. Домашнее задание
      Изучить § 47. Ответить на вопросы в конце параграфа. Выполнить задание 3 в рабочей тетради. Повторить § 34—46.

Урок 48. Обобщающий урок

      Задача урока: обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся о беспозвоночных животных, их многообразии и приспособленности к среде обитания.
      Ход урока
      I. Обобщение и систематизация знаний и умений
      1. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие одноклеточных животных.
      2. Многообразие многоклеточных беспозвоночных животных, их приспособленность к среде обитания.
      3. Значение беспозвоночных животных в природе и жизни человека.
      II. Проверка знаний
      Выполнить тестовые задания.
      1. Впервые нервные клетки появляются:
      а) у насекомых;
      б) у простейших;
      в) у кишечнополостных;
      г) у червей.
      2. Регенерация — это способность животного:
      а) размножаться;
      б) восстанавливать поврежденные или утраченные части тела;
      в) к почкованию;
      г) отвечать на воздействие окружающей среды.
      3. Прикрепленный образ жизни ведут:
      а) медузы;
      б) двустворчатые моллюски;
      в) кольчатые черви;
      г) коралловые полипы.
      4. К паукообразным относится:
      а) майский жук;
      б) речной рак;
      в) божья коровка;
      г) таежный клещ.
      5. К ракообразным относится:
      а) дафния;
      б) саранча;
      в) сырный клещ;
      г) божья коровка.
      6. К насекомым относится:
      а) таежный клещ;
      б) комнатная муха;
      в) скорпион;
      г) паук серебрянка.
      7. Нервная система у членистоногих:
      а) диффузная;
      б) узловая;
      в) центральная;
      г) вегетативная.
      8. Белая планария относится:
      а) к плоским червям;
      б) к круглым червям;
      в) к кольчатым червям;
      г) к кишечнополостным.
      9. К двукрылым относится:
      а) медоносная пчела;
      б) комар-пискун;
      в) каракатица;
      г) жук-олень.
      10. К отряду перепончатокрылых относится:
      а) медоносная пчела;
      б) дневной павлиний глаз;
      в) жук-навозник;
      г) божья коровка.
      11. Тело жуков состоит из:
      а) головы, груди и брюшка;
      б) головы и туловища;
      в) головогруди и туловища;
      г) головы и груди.
      12. Две пары усиков имеет:
      а) капустная белянка;
      б) майский жук;
      в) скорпион;
      г) речной рак.
      13. Хитиновый покров отсутствует:
      а) у таежного клеща;
      б) у рыжего таракана;
      в) у морской звезды;
      г) у бабочки-капустницы.
      14. Паразитический образ жизни ведет:
      а) нереида;
      б) бычий цепень;
      в) медоносная пчела;
      г) белая планария.
      15. При биологическом методе борьбы с вредителями сада и огорода используется:
      а) клоп вредная черепашка;
      б) жук-плавунец;
      в) колорадский жук;
      г) белянковый наездник.
      Ответы: 1в, 2б, 3г, 4г, 5а, 6б, 7б, 8а, 9б, 10а, 11а, 12г, 13в, 14б, 15г.

Урок 49. Тип Хордовые

      Задачи урока:
      • расширить представления учащихся о многообразии животного мира;
      • познакомить учащихся с общей характеристикой хордовых животных;
      • рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности ланцетника.
      Ход урока
      I. Актуализация знаний о многообразии животного мира (фронтальная беседа).
      II. Изучение нового материала
      1. Общая характеристика типа Хордовые (рассказ учителя с элементами беседы; демонстрация влажных препаратов, чучел, таблиц; выполнение задания 1 в рабочей тетради).
      2. Общая характеристика подтипа бесчерепных и класса ланцетников (рассказ учителя с использованием влажного препарата, таблиц; самостоятельная работа учащихся с текстом «Ланцетник» учебника; выполнение задания 2 в рабочей тетради).
      III. Закрепление знаний и умений
      1. Отработка понятий: тип Хордовые, бесчерепные, позвоночные, хорда.
      2. Фронтальная беседа по вопросам:
      • Какие классы объединены в тип хордовых? Что такое хорда?
      • На основании каких признаков ланцетника относят к типу хордовых?
      • В чем заключается примитивность строения ланцетника?
      • Почему позвоночные животные относятся к хордовым?
      IV. Домашнее задание
      Изучить § 48. Ответить на вопросы в конце параграфа. Выполнить задание 3 в рабочей тетради.

Урок 50. Строение и жизнедеятельность рыб

      Задачи урока:
      • познакомить учащихся с многообразием рыб;
      • изучить особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с приспособленностью к водной среде обитания;
      • раскрыть особенности размножения и развития рыб;
      • сформировать у учащихся представления об экологических группах рыб.
      Ход урока
      I. Проверка знаний о типе хордовых.
      1. Выбрать из списка общие признаки хордовых.
      а) скелет наружный, хитиновый;
      б) скелет внутренний, хрящевой или костный;
      в) имеют лучевую симметрию тела;
      г) двуслойные животные;
      д) имеют двустороннюю симметрию тела;
      е) трехслойные животные;
      ж) кровеносная система замкнутая;
      з) кровеносная система незамкнутая;
      и) головной мозг не развит;
      к) у большинства хорошо развит головной мозг;
      л) сердце расположено на брюшной стороне тела.
      Ответы: б, д, е, ж, и, к, л.
      2. Фронтальная беседа по вопросам:
      • Почему хордовых считают самым многообразным типом среди животных?
      • Какие признаки положены в основу деления типа хордовых на подтипы?
      • В чем примитивность организации ланцетника?
      II. Изучение нового материала
      1. Общая характеристика рыб (объяснение учителя с использованием таблиц).
      2. Лабораторная работа «Изучение внешнего строения рыбы» (выполнение работы по инструктивной карточке на с. 191 учебника, оформление работы в рабочей тетради — задание 2).
      3. Внутреннее строение рыб (объяснение учителя с использованием таблиц, влажного препарата).
      4. Размножение и развитие рыб (объяснение учителя; выполнение задания 1 в рабочей тетради).
      5. Экологические группы рыб (самостоятельная работа с текстом «Экологические группы рыб. Миграции рыб» учебника).
      III. Закрепление знаний и умений
      1. Отработка понятий: позвоночник, двухкамерное сердце, головной мозг, спинной мозг, боковая линия, малек, хрящевые и костные рыбы.
      2. Фронтальная беседа по вопросам:
      • Как приспособлено внешнее строение рыб к водной среде обитания?
      • Какие органы чувств развиты у рыб? Каково их значение в жизни рыб?
      • Чем отличается скелет ланцетника от скелета рыбы?
      • Какие особенности внутреннего строения рыб обеспечивают им жизнь в воде?
      • На какие экологические группы делятся рыбы?
      3. Обсуждение вопроса «Почему рыбы не тонут?».
      IV. Домашнее задание
      Изучить § 50. Ответить на вопросы в конце параграфа. Выполнить задание 3 в рабочей тетради.

Урок 51. Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб

      Задачи урока:
      • расширить представления учащихся о приспособленности рыб к условиям обитания;
      • раскрыть значение рыб в природе и жизни человека;
      • обосновать необходимость и меры охраны рыб;
      • обобщить и систематизировать знания учащихся о рыбах.
      Ход урока
      I. Проверка знаний о внешнем и внутреннем строении рыб, особенностях их размножения в ходе фронтальной беседы по вопросам:
      • Каковы доказательства того, что внешнее строение рыб приспособлено к обитанию в водной среде?
      • Каковы особенности строения органов движения рыб?
      • Каковы особенности строения и значение осевого скелета в жизни рыб?
      • Как можно доказать, что размножение рыб связано с водой?
      II. Изучение нового материала
      1. Приспособления рыб к условиям обитания (объяснение учителя с демонстрацией таблиц, фотографий).
      2. Значение рыб в природе (рассказ учителя с элементами беседы).
      3. Промысел и разведение рыб (объяснение учителя с демонстрацией таблиц, выполнение задания 2 в рабочей тетради).
      III. Закрепление знаний и умений
      1. Отработка понятий: рыболовство, промысловые рыбы, рыбоводство.
      2. Фронтальная беседа по вопросам:
      • Чем спортивный лов рыбы отличается от промыслового?
      • Какие важнейшие промысловые рыбы обитают в морях и реках России?
      • Какие знания необходимы для успешного ведения прудового хозяйства?
      • Почему в рыбоводных хозяйствах чаще разводят растительноядных рыб?
      3. Обсуждение вопроса «Почему в морях добывают во много раз больше рыбы, чем в реках?».
      IV. Домашнее задание
      Изучить § 51. Ответить на вопросы в конце параграфа. Выполнить задания 1, 3 в рабочей тетради.

Урок 52. Класс Земноводные

      Задачи урока:
      • познакомить учащихся с общей характеристикой земноводных;
      • раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятельности земноводных как первых наземных позвоночных животных;
      • расширить представления учащихся о многообразии земноводных, их значении в природе и жизни человека;
      • обосновать необходимость охраны земноводных.
      Ход урока
      I. Проверка знаний о рыбах.
      Выполнить тестовые задания.
      1. Рыбы относятся к типу:
      а) бесхордовых;
      б) полупроходных;
      в) хордовых;
      г) позвоночных.
      2. Спинной мозг у рыб находится:
      а) под позвоночником;
      б) в позвоночном канале, образованном верхними дугами позвонков;
      в) над позвоночником;
      г) в позвоночном канале, который образуют нижние дуги позвонков.
      3. Кровеносная система у рыб:
      а) замкнутая;
      б) незамкнутая;
      в) незамкнутая у хрящевых и замкнутая у костных;
      г) диффузная.
      4. Сердце у рыб состоит:
      а) из одного предсердия и одного желудочка;
      б) из одного предсердия и двух желудочков;
      в) из двух предсердий и одного желудочка;
      г) из двух предсердий и двух желудочков.
      5. Кровь у рыб приносит к органам:
      а) только питательные вещества;
      б) только кислород;
      в) питательные вещества и кислород;
      г) питательные вещества, кислород и углекислый газ.
      6. Основная функция плавательного пузыря рыб:
      а) запасающая;
      б) выделительная;
      в) гидростатическая;
      г) пищеварительная.
      7. Через сердце рыб проходит кровь:
      а) венозная;
      б) артериальная;
      в) смешанная у хрящевых и артериальная у костных;
      г) смешанная.
      8. Тихоокеанские рыбы кета и горбуша уходят на нерест:
      а) на мелководье океана;
      б) в глубокие места океана;
      в) в места с обилием водорослей;
      г) в устья рек.
      9. У рыб органы боковой линии выполняют функции:
      а) обоняния;
      б) осязания;
      в) только ощущения глубины погружения;
      г) ощущения глубины погружения, направления и силы течения воды.
      10. Выделительная система не связана с органами размножения:
      а) у всех видов рыб;
      б) у костистых рыб;
      в) у хрящевых рыб;
      г) у кистеперых рыб.
      Ответы: 1в, 2г, 3а, 4а, 5в, 6в, 7а, 8г, 9г, 10б.
      II. Изучение нового материала
      1. Общая характеристика класса Земноводные (беседа с использованием таблиц; выполнение задания 1 в рабочей тетради).
      2. Внешнее строение земноводных (рассказ учителя с использованием таблиц).
      3. Внутреннее строение земноводных (объяснение учителя; самостоятельная работа учащихся с текстом «Внутреннее строение земноводных» учебника и рис. 128).
      4. Размножение и развитие земноводных (объяснение учителя с элементами беседы).
      5. Значение земноводных (самостоятельная работа учащихся с текстом «Значение земноводных» учебника).
      III. Закрепление знаний и умений
      1. Отработка понятий: класс Земноводные, трехкамерное сердце, малый круг кровообращения, большой круг кровообращения, головастик.
      2. Обсуждение вопроса «Как можно доказать, что слизь, покрывающая тело лягушки, служит приспособлением как к водному, так и к наземному образу жизни?».
      3. Коллективное заполнение таблицы «Сравнительная характеристика особенностей внешнего строения и жизнедеятельности речного окуня и прудовой лягушки» на доске (оформление работы в тетради — задание 2).
      IV. Домашнее задание
      Изучить § 52. Ответить на вопросы в конце параграфа. Выполнить задание 3 в рабочей тетради.

Урок 53. Класс Пресмыкающиеся

      Задачи урока:
      • познакомить учащихся с общей характеристикой класса Пресмыкающиеся;
      • раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятельности пресмыкающихся как настоящих наземных животных;
      • расширить представления учащихся о многообразии пресмыкающихся, их значении в природе и жизни человека;
      • обосновать необходимость охраны пресмыкающихся.
      Ход урока
      I. Проверка знаний о земноводных. Указать номера правильных суждений.
      1. К земноводным относятся позвоночные животные, размножение которых связано с водой.
      2. Кожа у жаб имеет ороговевшие клетки.
      3. Жабы живут на суше, а размножаются в воде.
      4. У всех земноводных между пальцами задних ног имеются плавательные перепонки.
      5. Передний мозг у земноводных развит лучше, чем у рыб.
      6. Лягушки — раздельнополые животные, тритоны — гермафродиты.
      7. Оплодотворение у большинства земноводных внутреннее — самки откладывают оплодотворенную икру.
      8. Некоторые из земноводных ведут сумеречный и ночной образ жизни и оказывают человеку большую помощь в снижении численности слизней и других вредителей культурных растений.
      9. К классу земноводных относятся все позвоночные животные, способные жить на суше и в воде.
      10. Кожа у земноводных голая, тонкая, слизистая.
      11. В скелете земноводных отсутствуют ребра.
      12. Нервная система земноводных состоит из головного и спинного мозга и отходящих от них нервов.
      13. Земноводные — раздельнополые животные.
      14. У жаб развитие прямое.
      15. Земноводные служат пищей многим позвоночным — рыбам, пресмыкающимся, птицам, некоторым видам млекопитающих.
      Правильные суждения: 1, 2, 3, 5, 8, 10, 12, 13, 15.
      II. Изучение нового материала
      1. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся (беседа с использованием таблиц; выполнение задания 1 в рабочей тетради).
      2. Внешнее строение пресмыкающихся (рассказ учителя с использованием таблиц).
      3. Внутреннее строение пресмыкающихся (объяснение учителя; самостоятельная работа учащихся с текстом «Внутреннее строение пресмыкающихся» учебника).
      4. Многообразие пресмыкающихся: Чешуйчатые: ящерицы и змеи; Черепахи; Крокодилы (рассказ учителя с элементами беседы).
      5. Значение пресмыкающихся (самостоятельная работа учащихся с текстом «Значение пресмыкающихся» учебника).
      III. Закрепление знаний и умений
      1. Отработка понятий: класс Пресмыкающиеся, ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы, живорождение.
      2. Обсуждение вопроса «В чем причины многообразия пресмыкающихся? ».
      3. Беседа по вопросам:
      • Почему класс пресмыкающихся получил такое название?
      • Каковы характерные черты строения ящериц?
      • Каковы особенности образа жизни ящериц?
      • Как размножаются ящерицы?
      • Какие органы чувств развиты у змей?
      4. Коллективное заполнение таблицы «Внешнее строение лягушки и ящерицы» на доске (оформление работы в тетради — задание 2).
      IV. Домашнее задание
            Изучить § 53. Ответить на вопросы в конце параграфа. Выполнить задание 3 в рабочей тетради.

Урок 54. Класс Птицы

      Задачи урока:
      • познакомить учащихся с общей характеристикой птиц;
      • раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятельности птиц в связи с приспособленностью к полету;
      • развить представления учащихся об особенностях размножения и развития птиц.
      Ход урока
      I. Проверка знаний о пресмыкающихся.
      1. Фронтальная беседа по вопросам:
      • Какие признаки характерны для пресмыкающихся?
      • Какие признаки отличают пресмыкающихся от земноводных?
      • Какова главная особенность строения тела черепах?
      2. Коллективное заполнение таблицы «Характеристика пресмыкающихся» на доске.

Особенности строения
и образа жизни

Отряд 

Чешуйчатые

Черепахи

Крокодилы

Места обитания

 

 

 

Органы передвижения

 

 

 

Покровы тела

 

 

 

Дыхание

 

 

 

Кровообращение

 

 

 

Размножение

 

 

 

      II. Изучение нового материала
      1. Общая характеристика класса Птицы (рассказ учителя с элементами беседы и использованием чучел, таблиц; выполнение задания 1 в рабочей тетради).
      2. Лабораторная работа «Изучение внешнего строения птицы» (выполнение работы по инструктивной карточке на с. 207 учебника, оформление работы в рабочей тетради — задание 3).
      3. Внутреннее строение птиц (объяснение учителя с использованием таблиц).
      4. Строение яйца птицы (объяснение учителя с элементами беседы; демонстрация модели «Строение яйца птицы»).
      5. Размножение птиц (объяснение учителя с демонстрацией таблиц, фотографий).
      III. Закрепление знаний и умений
      1. Отработка понятий: класс Птицы, теплокровность, клюв, перья, зоб, воздушные мешки.
      2. Фронтальная беседа по вопросам:
      • Какие особенности строения и процессов жизнедеятельности позволили птицам освоить наземно-воздушную среду обитания?
      • Почему птиц считают более высокоорганизованными животными по сравнению с пресмыкающимися?
      • В чем сходство и различия в размножении птиц и пресмыкающихся?
      • Почему у большинства гнездовых птиц число яиц в кладке меньше, чем у выводковых?
      3. Обсуждение вопроса «Почему птицы не откладывают так много яиц, как пресмыкающиеся?».
      IV. Домашнее задание
      Изучить § 54. Ответить на вопросы в конце параграфа. Выполнить задание 2 в рабочей тетради.

Урок 55. Многообразие птиц и их значение. Птицеводство

      Задачи урока:
      • расширить представления учащихся о многообразии птиц;
      • раскрыть особенности строения и образа жизни птиц, относящихся к различным экологическим группам;
      • рассмотреть значение птиц в природе и жизни человека, обосновать необходимость охраны птиц;
      • обобщить и систематизировать знания учащихся о птицах.
      Ход урока
      I. Проверка знаний об особенностях строения и жизнедеятельности птиц в ходе коллективного заполнения таблицы «Особенности внешнего строения птиц» на доске.

Строение

Особенности

Форма тела

 

Покров

 

Отделы тела

 

Органы, расположенные на:
голове
туловище

 

Конечности:
верхние
нижние

 

      II. Изучение нового материала
      1. Многообразие птиц: надотряд Пингвины; надотряд Страусовые; надотряд Типичные птицы (рассказ учителя с использованием таблиц, фотографий; выполнение задания 1 в рабочей тетради).
      2. Экологические группы птиц по местам обитания (рассказ учителя с элементами беседы; демонстрация чучел, таблиц, фотографий).
      3. Значение птиц в природе. Охрана птиц (самостоятельная работа учащихся с учебником).
      4. Птицеводство (рассказ учителя с использованием таблиц, фотографий).
      III. Закрепление знаний и умений
      1. Отработка понятий: надотряды Пингвины, Страусовые, Типичные птицы, порода.
      2. Фронтальная беседа по вопросам:
      • Какие черты внешнего строения характерны для представителей надотряда пингвинов?
      • Чем отличаются от других птиц представители надотряда страусовых?
      • По каким признакам выделен надотряд типичных птиц?
      • Какие птицы участвуют в распространении семян? Как птицы влияют на численность насекомых и грызунов?
      • В чем проявляется роль птиц в жизни и хозяйственной деятельности человека?
      3. Обсуждение вопроса «Почему важно сохранять все многообразие птиц?».
      4. Указать номера правильных суждений.
      1. Основные особенности строения птиц связаны с их приспособлением к полету.
      2. В оперении птиц различают контурные перья, пуховые перья и пух.
      3. Кровь у птиц течет по двум кругам кровообращения.
      4. У птиц хорошо развито зрение и обоняние.
      5. Только что отложенное яйцо легче яйца уже насиженного, с развитым зародышем.
      6. Галки, деревенские ласточки живут парами.
      7. Все птицы способны к полету.
      8. У пингвинов есть киль.
      9. Воздушные мешки являются частью дыхательной системы птиц.
      10. У птиц четырехкамерное сердце.
      11. Развивающийся в яйце птицы зародыш питается веществами белка.
      12. Все птицы строят гнезда.
      13. У всех птиц птенцы выводятся беспомощными, слепыми и голыми.
      14. Перелетные птицы не имеют постоянных мест зимовки.
      15. У птиц нет мочевого пузыря.
      Правильные суждения: 1, 2, 3, 4, 6, 8, 9, 10, 11.
      IV. Домашнее задание
      Изучить § 55. Ответить на вопросы в конце параграфа. Выполнить задания 2, 3 в рабочей тетради.

Урок 56. Экскурсия «Знакомство с птицами леса»

      Задачи экскурсии:
      • познакомить учащихся с многообразием лесных птиц родного края;
      • расширить и конкретизировать знания учащихся о значении птиц в лесном сообществе;
      • выработать у учащихся первоначальные умения наблюдать за птицами.
      Подготовка учащихся к экскурсии
      Повторить материал об особенностях внешнего строения и образе жизни птиц; изучить литературу о многообразии птиц родного края; подобрать фотографии местных птиц.
      Ход экскурсии
      I. Вводная беседа о многообразии лесных птиц, их систематической принадлежности; экологической специализации редких и исчезающих видов птиц.
      II. Самостоятельные наблюдения учащихся за птицами
      Признаки птиц, на которые следует обращать внимание:
      1. Внешний вид птицы (величина и телосложение, окраска, форма хвоста и клюва, наличие или отсутствие хохолка на голове).
      2. Движения:
      а) на дереве: птица сидит спокойно, вертится по сторонам, суетливо перепрыгивает с ветки на ветку, лазает по стволу, передвигается вдоль ветки;
      б) на земле: птица ходит быстрыми шагами, кивая при каждом шаге головой, быстро бегает, скачет, передвигается толчками, но не подпрыгивает;
      в) при остановках (также сидя на дереве или других предметах): делает движения хвостом — сильно и быстро размахивает хвостом вверх-вниз и по сторонам, медленно качает хвостом, быстро потряхивает хвостом, вздергивает хвост кверху и одновременно делает «поклоны», время от времени вздергивает хвост кверху, но без «поклонов»;
      г) полет: обыкновенный машущий (непрерывное движение крыльями), скользящий (с распростертыми крыльями), переменный (чередование обыкновенного и скользящего полета), волнообразный (птица машет крыльями при подъемах и прижимает их к телу при спусках).
      Многие птицы имеют характерные движения при взлете и при посадке после полета. Их следует по возможности описывать.
      III. Заключительная беседа, в ходе которой обобщаются результаты наблюдений, учащиеся докладывают о результатах проведенных наблюдений; проверяется правильность выполнения заданий.
      IV. Домашнее задание
      Оформить результаты наблюдений и зарисовок в тетради.

Урок 57. Класс Млекопитающие, или Звери

      Задачи урока:
      • познакомить учащихся с общей характеристикой млекопитающих;
      • рассмотреть прогрессивные черты организации млекопитающих, позволившие им освоить основные среды обитания.
      Ход урока
      I. Актуализация знаний о млекопитающих (фронтальная беседа).
      II. Изучение нового материала
      1. Общая характеристика класса Млекопитающие (рассказ учителя с элементами беседы; выполнение задания 1 в рабочей тетради).
      2. Внешнее строение млекопитающих (рассказ учителя с демонстрацией таблиц, чучел, фотографий).
      3. Внутреннее строение млекопитающих (объяснение учителя с демонстрацией таблиц; демонстрация влажного препарата вскрытого млекопитающего; самостоятельная работа учащихся с текстом и рис. 137—138 учебника).
      4. Размножение и развитие млекопитающих (объяснение учителя с демонстрацией таблиц; выполнение учащимися задания 3 в рабочей тетради).
      III. Закрепление знаний и умений
      1. Отработка понятий: класс Млекопитающие, волосяной покров, млечные железы, матка, диафрагма, плацента, плод, беременность, роды.
      2. Фронтальная беседа по вопросам:
      • По каким признакам млекопитающих можно отличить от других животных? Какие образования имеются на пальцах ног млекопитающих?
      • Какие органы расположены на голове млекопитающих?
      • Какое значение для зверей имеет подвижность ушных раковин?
      • Чем отличается передвижение млекопитающих от передвижения пресмыкающихся?
      • Каковы черты усложнения внутреннего строения млекопитающих по сравнению с рептилиями?
      • Каковы строение и функции органов размножения самки (самца) млекопитающих?
      • Где и как происходит у млекопитающих развитие плода?
      IV. Домашнее задание
      Изучить § 55. Ответить на вопросы в конце параграфа. Выполнить задание 2 в рабочей тетради.

Урок 58. Многообразие зверей

      Задачи урока:
      • расширить представления учащихся о многообразии млекопитающих;
      • продолжить формирование у учащихся представлений об экологических группах млекопитающих по местам обитания.
      Ход урока
      I. Проверка знаний
      Выполнить тестовые задания.
      1. Туловище млекопитающих высоко поднято над землей благодаря:
      а) удлиненным костям конечностей;
      б) расположению ног под туловищем;
      в) большему, чем у пресмыкающихся и земноводных, числу отделов в передних и задних конечностях;
      г) крупным размерам.
      2. Волосяной покров тела имеют:
      а) все млекопитающие;
      б) только млекопитающие, жизнь которых не связана с водой;
      в) большинство млекопитающих;
      г) немногие млекопитающие.
      3. Детеныши у млекопитающих рождаются:
      а) у всех слепыми и беспомощными;
      б) у всех зрячими и покрытыми шерстью;
      в) как слепыми и беспомощными, так и зрячими;
      г) зрячими и покрытыми шерстью только у крупных хищников.
      4. Позвоночник обладает большой гибкостью и подвижностью:
      а) у всех млекопитающих;
      б) у большинства млекопитающих;
      в) у мелких зверей, которые при движении выгибают спину дугой;
      г) у крупных травоядных млекопитающих.
      5. В коже млекопитающих имеются железы:
      а) только сальные;
      б) только потовые;
      в) только млечные;
      г) сальные, потовые, млечные.
      6. Глаза у млекопитающих:
      а) имеют веки с ресницами;
      б) не имеют ресниц;
      в) не имеют век;
      г) имеют веки и ресницы только у отдельных водных видов.
      7. Выкармливают молоком детенышей млекопитающие:
      а) все;
      б) большинство видов;
      в) только ведущие наземный образ жизни;
      г) только травоядные.
      8. В позвоночнике млекопитающих выделяют отделы:
      а) шейный и поясничный;
      б) шейный и туловищный;
      в) грудной и хвостовой;
      г) шейный, грудной, поясничный, туловищный и хвостовой.
      9. Диафрагма — это:
      а) плоская мышца, разделяющая полость тела на грудную и брюшную части;
      б) перегородка между грудной клеткой и кишечником;
      в) хрящевая перегородка между шейным и туловищным отделами;
      г) перегородка между левым и правым легким.
      10. В головном мозге млекопитающих наиболее развиты:
      а) передний мозг и мозжечок;
      б) продолговатый мозг;
      в) средний мозг;
      г) задний мозг.
      Правильные ответы: 1б, 2в, 3в, 4в, 5г, 6а, 7а, 8г, 9а, 10а.
      II. Изучение нового материала
      1. Подкласс Первозвери (рассказ учителя с элементами беседы, демонстрацией таблиц, фотографий; выполнение задания 3 в рабочей тетради).
      2. Подкласс Настоящие звери: Низшие млекопитающие, Высшие млекопитающие (объяснение учителя с элементами беседы; выполнение задания 3 в рабочей тетради).
      3. Экологические группы млекопитающих по местам обитания (самостоятельная работа с учебником).
      III. Закрепление знаний и умений
      1. Отработка понятий: Первозвери, Настоящие звери, Низшие млекопитающие, Высшие млекопитающие.
      2. Фронтальная беседа по вопросам:
      • Каковы особенности строения утконоса, связанные с его образом жизни? Почему детеныш кенгуру долгое время находится в сумке матери?
      • Каковы причины сходства формы тела у рыб и китообразных?
      • Какие приспособления развились у млекопитающих в связи с их образом жизни?
      3. Обсуждение проблемы происхождения морских млекопитающих от наземных животных.
      IV. Домашнее задание
      Изучить § 56. Ответить на вопросы в конце параграфа. Выполнить задания 1, 2, 4 в рабочей тетради.

Урок 59. Домашние млекопитающие

      Задачи урока:
      • расширить представления учащихся о домашних животных;
      • познакомить учащихся с основными отраслями животноводства;
      • продолжить формирование знаний о значении животных в жизни и хозяйственной деятельности человека;
      • обосновать необходимость охраны млекопитающих.
      Ход урока
      I. Проверка знаний о многообразии млекопитающих. Выписать номера правильных утверждений.
      1. К зверям относятся все названные животные: лев, собака, лось, лисица, коза, крот, летучая мышь, тюлень.
      2. Все млекопитающие — живородящие животные.
      3. Ушные раковины имеются у всех млекопитающих.
      4. Млечные железы — своеобразное видоизменение сальных желез.
      5. Сердце млекопитающих четырехкамерное.
      6. Для млекопитающих характерна забота о потомстве.
      7. У самки утконоса на брюшной стороне тела образуется кожистая сумка, в которой находится новорожденный детеныш.
      8. У самок сумчатых млекопитающих слабо развита плацента.
      9. Глаза располагаются по бокам головы у всех млекопитающих.
      10. Ехидна ведет наземный образ жизни, а утконос — полуводный.
      Правильные утверждения: 1, 5, 6, 8, 10.
      II. Изучение нового материала
      1. Одомашнивание животных (рассказ учителя с элементами беседы, демонстрацией таблиц и рисунков).
      2. Животноводство: скотоводство, свиноводство, коневодство, овцеводство, звероводство (рассказ учителя с элементами беседы; самостоятельная работа с учебником; выполнение задания 1 в рабочей тетради).
      III. Закрепление знаний и умений
      1. Отработка понятий: домашние животные, животноводство, порода, крупный рогатый скот, свиноводство, мелкий рогатый скот, коневодство, звероводство.
      2. Фронтальная беседа по вопросам:
      • Что такое крупный рогатый скот и чем ценны для человека его породы? Почему овцеводство является важной отраслью животноводства?
      • Каково значение коневодства в настоящее время?
      • Какую продукцию получают при разведении коз?
      • Каких пушных зверей разводят в нашей стране?
      3. Обсуждение вопроса «Почему животноводство считается важной отраслью сельского хозяйства?».
      IV. Домашнее задание
      Изучить § 57. Ответить на вопросы в конце параграфа.
      Выполнить задания 2, 3 в рабочей тетради. Проработать текст «Выводы к главе 3».


Глава 4. Эволюция растений и животных, их охрана

      Задачи главы: сформировать у учащихся представление о возникновении жизни на Земле; об основных этапах исторического развития растительного и животного мира; о влиянии деятельности человека на виды и среду обитания растений и животных; об их охране.
      Планирование главы
      Урок 60. Этапы эволюции органического мира.
      Урок 61. Освоение суши растениями и животными.
      Урок 62. Охрана растительного и животного мира.

Урок 60. Этапы эволюции органического мира

      Задача урока: сформировать представления о развитии жизни, об основных ароморфозах растений и животных (авто- и гетеротрофность, многоклеточность, дифференциация клеток и др.).
      Ход урока
      I. Изучение нового материала
      1. Эволюция — историческое развитие живой природы. Значение учения об эволюции органического мира (рассказ учителя с элементами беседы).
      2. Палеонтологические доказательства эволюции. Ископаемые остатки (рассказ учителя с демонстрацией отпечатков растений и животных, найденных в отложениях земной коры).
      3. Первые растения и животные, заселившие воды древнего океана (рассказ учителя).
      4. Возникновение фотосинтеза. Гетеротрофные и автотрофные организмы. Одноклеточные водоросли — родоначальники царства растений (рассказ с элементами беседы).
      5. Одноклеточные, колониальные и многоклеточные организмы. Беспозвоночные и позвоночные животные. Усложнение растений и животных в процессе эволюции (рассказ учителя; выполнение заданий в рабочей тетради).
      II. Закрепление знаний
      Выполнение заданий в рабочей тетради. Беседа по вопросам к § 58.
      III. Домашнее задание
      Изучить § 58, выполнить задания в рабочей тетради. Подготовить сообщения (по желанию учащихся) на тему «Как ученые узнают о климате прошлых эпох и обитающих в это время на Земле растениях и животных».

Урок 61. Освоение суши растениями и животными

      Задачи урока: сформировать знания о выходе древних растений и животных на сушу, условиях, обеспечивших этот переход; об усложнении наземных растений и животных; о естественных причинах эволюции растительного и животного мира.
      Ход урока
      I. Проверка знаний об основных этапах эволюции органического мира (фронтальный опрос).
      II. Изучение нового материала
      1. Геологическое прошлое Земли (горообразовательные процессы, обмеление и высыхание водоемов). Переход некоторых растений и животных к наземному образу жизни (рассказ с элементами беседы).
      2. Риниофиты — первые наземные растения, родоначальники папоротникообразных (папоротники, хвощи, плауны), их ароморфные признаки (беседа).
      3. Членистоногие, освоение ими наземно-воздушной и почвенной среды. Прогрессивные черты организации членистоногих: наружный скелет, членистое тело и конечности, хорошо развитые органы зрения, нервная система (беседа).
      4. Эволюция хордовых: от земноводных до птиц и млекопитающих. Прогрессивные изменения хордовых, господство на Земле птиц и млекопитающих (самостоятельная работа учащихся с текстом § 59; выполнение задания 2 в рабочей тетради).
      III. Закрепление материала
      Беседа по вопросам к § 59. Тестовый контроль знаний о многообразии растений и животных, об их усложнении в процессе эволюции.
      IV. Домашнее задание
      Изучить § 59, выполнить задания в рабочей тетради. Подготовить сообщения (по желанию учащихся) на тему «Как сохранить природу для нас и будущих поколений».

Урок 62. Охрана растительного и животного мира

      Задачи урока:
      • обобщить знания о влиянии деятельности человека на видовое разнообразие растений и животных, среду их обитания;
      • подвести учащихся к выводу о необходимости охраны видов, экосистем.
      Ход урока
      I. Проверка знаний об эволюции растительного и животного мира (фронтальный опрос; работа по карточкам).
      II. Изучение нового материала
      1. Влияние деятельности человека (антропогенного фактора) на видовой состав и среду обитания растений и животных (беседа; обсуждение вопроса «Чем опасно непродуманное вторжение человека в природу?»).
      2. Основные направления охраны природы, применяемые в нашей стране: охрана редких и исчезающих видов, защита природной среды от загрязнения, создание особо охраняемых территорий (беседа; выполнение задания 3 в рабочей тетради).
      3. Меры сохранения растений и животных: подкормка, создание искусственных гнездовий, акклиматизация, запрет на отстрел редких животных, сбор и продажу многих видов дикорастущих растений и др. (рассказ с элементами беседы; сообщения учащихся).
      4. Способы защиты природы от загрязнения: очистка промышленных отходов, отработанных вод, выбросов дыма и вредных газов, проведение мониторинга за состоянием окружающей среды и др. (сообщения учащихся).
      III. Закрепление материала
      Изучить § 60. Выполнить задания 1, 2, 4 в рабочей тетради.
      IV. Домашнее задание
      Изучить § 60. Проработать текст «Выводы к главе 4». Подготовиться к зачету.


Глава 5. Экосистемы

      Задача главы: сформировать у учащихся знания о среде обитания, экологических факторах, их влиянии на организмы; о приспособленности организмов к различным факторам среды и совместному обитанию; о природных (естественных) и искусственных экосистемах; о последствиях деятельности человека в экосистемах.
      Планирование главы
      Урок 63. Экосистема.
      Урок 64. Среда обитания организмов. Экологические факторы.
      Урок 65. Биотические и антропогенные факторы.
      Урок 66. Искусственные экосистемы.

Урок 63. Экосистема

      Задача урока: сформировать понятие об экосистеме, о взаимоотношениях организмов разных царств природы в экосистеме; о цепях питания — путях передачи веществ и энергии в экосистеме; о значении круговорота веществ в природе.
      Ход урока
      I. Проверка знаний об эволюции растительного и животного мира (тематический контроль знаний (15—20 мин).
      II. Изучение нового материала
      1. Природные сообщества (экосистемы). Связи между организмами разных царств в экосистеме (беседа; актуализация знаний о природных сообществах из курсов «Окружающий мир» и «Природоведение»).
      2. Роль растений и животных в экосистеме, их взаимосвязь (обсуждение конкретных примеров связи растений и животных в экосистеме леса, водоема).
      3. Роль бактерий и грибов в экосистеме (беседа; обсуждение примеров из предшествующих курсов).
      4. Звенья экосистемы. Пищевые связи, их роль в круговороте веществ (беседа; выполнение заданий 1—3 в рабочей тетради).
      III. Закрепление знаний
      Беседа по вопросам к § 61. Составление цепей питания по заданию 4 в рабочей тетради.
      IV. Домашнее задание
      Изучить § 61. Выполнить задания 5, 6 в рабочей тетради.

Урок 64. Среда обитания организмов. Экологические факторы

      Задачи урока:
      • сформировать знания о среде обитания организмов, факторах среды, взаимосвязи растений и среды обитания;
      • подвести учащихся к выводу о взаимосвязи организмов и экологических факторов.
      Ход урока
      I. Проверка знаний об экосистемах, о функциональных группах организмов в экосистеме, цепях питания (фронтальный опрос).
      II. Изучение нового материала
      1. Среда обитания организмов. Экологические факторы среды. Факторы неживой природы (абиотические): свет, температура, влажность (беседа; выполнение задания 1 в рабочей тетради).
      2. Роль света в жизни растений и животных (обсуждение примеров, известных учащимся из предыдущих классов).
      3. Значение температуры, воды в жизни растений и животных (беседа; актуализация знаний из курсов «Окружающий мир» и «Природоведение»).
      4. Экологические группы растений. Приспособленность животных к абиотическим факторам (беседа; демонстрация видеофильмов).
      III. Закрепление материала
      1. Самостоятельная работа учащихся по определению различных экологических групп комнатных растений в кабинете биологии.
      2. Закладка опытов, доказывающих роль воды, температуры, света в жизни растений.
      3. Работа с текстом параграфа. Ответы на вопросы к § 62.
      IV. Домашнее задание
      Изучить § 62. Отдельным учащимся подготовить сообщения «Забота о потомстве у животных», «Растения-паразиты», «Симбиоз среди растений, животных, грибов».

Урок 65. Биотические и антропогенные факторы

      Задачи урока:
      • сформировать знания о взаимосвязи организмов и факторов живой природы (биотических), о влиянии деятельности человека на экосистемы;
      • подвести учащихся к выводу о поддержании устойчивости экосистем, сохранении равновесия в них.
      Ход урока
      I. Проверка знаний об экологических факторах, их роли в жизни растений, животных, природного сообщества в целом (работа по карточкам).
      II. Изучение нового материала
      1. Факторы живой природы. Приспособленность организмов к совместному обитанию в экосистемах (беседа на основе актуализации знаний о биотических факторах).
      2. Межвидовые отношения организмов: враждебные, дружественные, безразличные. Примеры (беседа с элементами рассказа учителя; сообщения учащихся).
      3. Использование человеком знаний о межвидовых отношениях в практической деятельности (рассказ учителя с элементами беседы; выполнение задания 1 в рабочей тетради).
      4. Антропогенные факторы. Влияние деятельности человека на экосистемы (беседа; обсуждение конкретных примеров отрицательного влияния антропогенного фактора на природные экосистемы).
      III. Закрепление знаний
      Обсуждение примеров влияния деятельности человека на природу из СМИ, жизненного опыта. Выполнение заданий 2, 3 в рабочей тетради.
      IV. Домашнее задание
      Изучить § 63. Повторить § 61—62.

Урок 66. Искусственные экосистемы

      Задачи урока:
      • познакомить учащихся с искусственными экосистемами (агроценозами) и их отличием от природных (естественных) экосистем;
      • подвести учащихся к выводу о невозможности существования агроценозов без участия человека.
      Ход урока
      I. Проверка знаний о факторах среды, биотических связях в экосистеме (фронтальный опрос).
      II. Изучение нового материала
      1. Искусственные экосистемы (агроценозы). Функциональные группы организмов. Примеры.
      2. Особенности агроценозов: преобладание монокультур, их высокая численность, неустойчивость и др. (рассказ учителя на основе актуализации знаний, известных учащимся из предшествующих курсов).
      3. Участие человека — необходимое условие существования искусственных экосистем. Биологические методы борьбы с вредителями (рассказ учителя с элементами беседы; выполнение заданий 4, 5 в рабочей тетради).
      III. Закрепление знаний
      1. Самостоятельная работа с текстом § 64.
      2. Тематический контроль знаний.
      IV. Домашнее задание
      Изучить § 64. Ответить на вопросы к параграфу. Выполнить задания 1—3 в рабочей тетради. Проработать текст «Выводы к главе 5». Подготовиться к зачету по теме.

Источник: http://www.prosv.ru/ebooks/Pasechnik_Uroki-biolog_...