Реферат: Формы коррекционно-педагогической. - Все работы

Из опыта работы Хаялутдиновой В.В., заведующей МДОУ «Детский сад № 26 компенсирующего вида для детей с нарушением слуха»

Сведения о дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 26 компенсирующего вида для детей с нарушением слуха»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26 компенсирующего вида для детей с нарушением слуха» функционирует с января 1999 года. Учредителем МДОУ является управление образования администрации г.Чебоксары ЧР. ДОУ расположено по адресу: ул.Кутузова, 77. Руководит дошкольным образовательным учреждением Хаялутдинова Вероника Викторовна, которая имеет высшую квалификационную категорию, работает в системе образования 22 года, в должности заведующей в данном ДОУ 7 лет.
В настоящее время в ДОУ № 26 функционирует 3 группы, в которых воспитываются 34 ребенка (1 группа - неслышащие дошкольники, количество - 8 детей; 2 группа - 13 слабослышащих детей с речевыми нарушениями, интегрированная группа - 13 детей, из них 5 слабослышащих с общим недоразвитием речи и 8 нормально развивающихся дошкольников. Режим работы ДОУ: пятидневная рабочая неделя с круглосуточным пребыванием. В детском саду воспитываются дети с различными заболеваниями, степенью тугоухости и нормально развивающиеся дети. Ребенок поступает в дошкольное учреждение по направлению городской психолого-медико-педагогической комиссии и в интегрированную группу на основании путевки от отдела управления образования по Ленинскому району. Время пребывания воспитанника в детском саду от 4 до 5 лет. Специфика образовательного процесса в учреждении направлена на реабилитацию воспитанников с сенсорной недостаточностью, интеграцию их в общество слышащих сверстников и реализацию специальных образовательных программ.
Деятельность администрации ДОУ направлена на создание, обеспечение необходимых ресурсов (кадровых, материально-технических, финансовых) и повышение качества коррекционной работы обучения и воспитания
МДОУ «Детский сад № 26 компенсирующего вида для детей с нарушениями слуха» функционирует в соответствии с Программой развития учреждения, нацеленной на создание воспитательно-образовательной, коррекционно-развивающей среды, способствующей развитию и социализации ребенка с сенсорной недостаточностью.
В соответствии с этим образовательный процесс направлен на обеспечение прав ребенка с ограниченными возможностями здоровья на качественное специальное образование. Хаялутдинова В.В. как руководитель организовала педагогический коллектив на решение задач по созданию здоровье-сберегающего пространства в ДОУ компенсирующего вида, соответствующей материальной базы и методического сопровождения для обеспечения целостного воспитательно-образовательного процесса посредством разнообразных форм и методов.
В детском саду функционируют физкультурный и музыкальный залы; комната релаксации; оборудованный специальными аппаратами кабинет сурдопедагога; изостудия, семейная комната; групповые помещения, оборудованные современной мебелью, игрушками и пособиями. В целом материально-техническое обеспечение соответствует требованиям ЦГСЭН, Госпожарнадзора, СНиПа.
В ДОУ осуществляется целенаправленная планомерная работа, проводимая но блокам: диагностический, оздоровительный, образовательно-воспитательный и коррекционный. Медицинской службой учреждения ведется мониторинг состояния здоровья и физического развития детей в соответствии с методическими рекомендациями «Использование скрининг-тестов при массовых медицинских обследованиях детей». Анализ документации позволяет проследить тенденцию сокращения контингента детей с нарушением слуха. Решение этой проблемы обеспечивается созданием новых моделей вариативных групп (кратковременного пребывания, смешанных, индивидуально-дифференцированного развития), качественной работой специалистов и тесным взаимодействием учреждения с семьями воспитанников.
Под руководством Хаялутдинововй В.В. «Детский сад № 26 компенсирующего вида для детей с нарушениями слуха» осуществляет координационные связи на договорной основе с ГОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева», учреждениями медико-педагогического функционирования и т.д.
На протяжении ряда лет Хаялутдинова В.В. участвовала в организации открытых форм работы с детьми для слушателей курсов повышения квалификации в ЧРИО, педагогов Ленинского района, студентов Чувашгоспедуниверситета. Педагогический коллектив учреждения неоднократно награждался Почетными грамотами Ленинского ТОУО, ГОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева». В 2005 году в ходе участия в республиканском смотре-конкурсе «За здоровьем в детский сад» воспитатель Павлова Н.Е. стала победителем в номинации «Лучший воспитатель». Воспитанники дошкольного учреждения участвовали во Всероссийском конкурсе творчества слабослышащих и глухих детей (имеется 7 дипломов I степени министерства образования и науки РФ, приз от журнала «Веселые картинки»).
Результаты профессионально-творческой деятельности Хаялутдинова В.В. представляла в ходе совещаний руководителей ДОУ Ленинского района и г. Чебоксары и при защите на высшую квалификационную категорию в 2005 году.

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МДОУ № 26

Раздел I
Паспорт программы развития ДОУ на 2004-2007 гг

Настоящая программа определяет стратегию развития дошкольного образовательного учреждения и действия по ее реализации. Данная программа рассчитана на совершенствование системы образования в учреждении.
Законодательная база для разработки программы развития ДОУ:
1. Декларация прав ребенка
2. Закон РФ «Об образовании»
3. Закон ЧР «Об образовании»
4. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
6. Программа развития образования г.Чебоксары ЧР на 2001-2005 гг.
Цель программы:  создание воспитательно-образовательной, коррекционно-развивающей среды в ДОУ, способствующей развитию и социализации личности ребенка с сенсорной недостаточностью.
Основные задачи программы:
- Обеспечение прав ребенка с ограниченными возможностями здоровья на
качественное специальное образование.
- Создание здоровьесберегающего пространства в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида для детей с нарушением слуха.
- Внедрение нового содержания образовательной модели ДОУ.
- Использование современных эффективных информационных технологий обучения дошкольников с нарушением слуха.
- Реализация преемственности и открытости в сфере образовательных подсистем (дошкольной, начальной школьной), предоставляющих каждому обучающемуся ведущей сферы деятельности, необходимой для его развития.
- Развитие ресурсного (материально-технического, кадрового, методического) обеспечения воспитательно-образовательного, коррекционного процесса.
- Содействие повышению роли семьи в воспитании детей.
Сроки реализации программы: 2004 - 2007 гг
Финансовое обеспечение программы:
Выполнение программы обеспечивается за счет различных источников финансирования: местный бюджет и дополнительные привлеченные средства (спонсорские взносы, доходы от дополнительных образовательных, оздоровительных услуг, добровольные пожертвования).
Принципы реализации программы: Реализация программы строится на следующих принципах:
• Программно-целевого подхода, который предполагает единую систему планирования и своевременное внесение корректив в планы;
• Преемственности данной программы и программы развития ДОУ, реализованной в 2000-2003 гг.;
• Информационной компетентности участников образовательного процесса;
Управление программой:
Для управления реализацией программы развития создана коррекционно-развивающая служба.

Раздел II.
Проблемно-ориентированный анализ состояния деятельности ДОУ:

1. Краткие сведения о дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида для детей с нарушением слуха.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26 компенсирующего вида для детей с нарушением слуха» функционирует с января 1999года. Учредителем МДОУ является управление образования администрации г.Чебоксары ЧР
Детские сады № 26, 69 ведомства «Чебоксарский электроаппаратный завод» переданы на баланс Ленинского районного отдела образования и реконструированы в учреждения образования: «Детский сад № 26 компенсирующего вида для детей с нарушением слуха» и специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 32 для глухих, слабослышащих и позднооглохших». В ДОУ воспитываются дети с различными заболеваниями и степенью тугоухости. Комплектование учреждения детьми осуществляется по направлению городской психолого-медико-педагогической комиссии на основании Письма № 58-М Министерства образования РФ от 07.06.94 г. «О реализации прав детей при приеме в дошкольные и образовательные учреждения». Время пребывания воспитанника в детском саду от 4 до 5 лет. Специфика образовательного процесса в учреждении направлена на реабилитацию воспитанников с сенсорной недостаточностью и реализацию специальных образовательных программ.

2. Анализ ресурсного обеспечения:
- нормативно-правовое и финансовое обеспечение;
Дошкольное учреждение действует на основании документов, регламентирующих и регулирующих его деятельность: законы «Об образовании» РФ, ЧР, Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, учредительный договор, Устав, лицензия на право ведения образовательной деятельности (А № 720992 от 14.05.2001г), Концепция и программа развития ДОУ, локальные акты «Положение о Попечительском Совете», «Положение о коррекционно-развивающей службе», утвержденных на совете трудового коллектива.
. Содержание обозначенных документов достаточно и объективно отражает специфику ДОУ. Необходимый пакет документов позволяет администрации грамотно планировать деятельность, вовремя вносить коррективы, выявлять и оперативно решать возникшие проблемы.
Дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида решает проблему поиска новых эффективных форм оказания коррекционной психолого-педагогической помощи нуждающимся детям. Такими формами является организация в ДОУ различных моделей коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья: интегрированная группа, коррекционная работа со слабослышащими детьми, имеющие сложные (комплексные) нарушения в развитии, группа кратковременного пребывания воспитанников с сенсорной недостаточностью. Необходима разработка пакета нормативно-правовой документации для организации новых форм дошкольного образования.
- кадровое обеспечение;
Руководство детским садом осуществляет заведующая Хаялутдинова Вероника Викторовна, имеет высшее дошкольное образование, высшую квалификационную категорию, педагогический стаж - 19 лет, на руководящей должности - 13 лет.
Педагогический коллектив детского сада составляет 15 человек: музыкальный руководитель, педагог-психолог, 3 сурдопедагога, преподаватель по изобразительной деятельности, 9 воспитателей. Все педагоги имеют специальное педагогическое образование: высшее - 9 человек, незаконченное высшее - 2, среднее специальное - 4. По результатам аттестации педагогам присвоена квалификация: I категория - сурдопедагогу, 3 воспитателям, II категория - музыкальному руководителю и 2 воспитателям. В этом году 2 сурдопедагога и 2 воспитателя подали заявления на прохождение аттестационных испытаний на вторую категорию. На данное время не аттестовано 7 педагогов, из них: 2 педагога пенсионного возраста, 4 человека, не имеющих опыта работы по данной специализации, 1 воспитатель работает по 12 разряду.
Стаж педагогической деятельности коллектива: от года до 30 лет, с преобладанием опытных педагогов - 64,2%, но в то же время идет процесс обновления педагогического коллектива: педагог-психолог и воспитатель учатся в ЧГПУ им. Яковлева на 5 курсе
дефектологического и дошкольного факультетах. Средний возраст педагогов -32 года. Сочетание опыта и молодости педагогов является хорошей основой для мобильности, инициативы, творчества и создания, передачи коллективных традиций.
Медицинское обслуживание детей с нарушением слуха осуществляет врач-педиатр детской поликлиники Новикова Л.А., имеющая 1 квалификационную категорию, стаж работы - 27 лет, в данном дошкольном учреждении - 3 года и старшая медицинская сестра Ильина И.В., имеет опыт работы в дошкольном учреждении - 14 лет, работаете детском саду менее года. Коллектив работает стабильно, слаженно. Этому способствует моральное стимулирование: награждение Почетными грамотами Ленинского территориального отдела управления образования, управления образования администрации г.Чебоксары, Министерства образования ЧР - 6 педагогов; организация путевок в дома отдыха - 1 человек. За 3 года повысили профессиональный уровень 4 педагога в Чувашском республиканском институте образования, руководитель ДОУ - в г.Москва. Вместе с тем, повышение эффективности коррекционно-педагогической работы затрудняется отсутствием специализированных курсов повышения квалификации в ЧРИО.
Таким образом, необходимым для функционирования педагогическим и медицинским ресурсом дошкольное учреждение полностью укомплектовано. В течение трех лет произошли кадровые изменения: каждый год менялся средний медицинский персонал; имелась вакансия педагога-психолога; в виду ухода на пенсию уволился опытный сурдопедагог с большим педагогическим стажем, специалист высокого класса. Недостаточно опыта у молодых, начинающих сурдопедагогов, педагога-психолога. Отсутствие опыта педагогов, психологического сопровождения каждого ребенка отрицательно влияет на эффективность коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения слуха. Но вместе с тем в практической деятельности не в полной мере реализован научно-теоретический потенциал студентов факультета коррекционной педагогики ЧГПУ.
- программно-методическое обеспечение;
Детский сад компенсирующего вида для детей с нарушением слуха функционировал на основе разработанной Концепции модели специального (коррекционного) дошкольного учреждения для детей с нарушением слуха, Программы развития детского сада на 3 года и годового плана. Педагоги ДОУ осуществляют воспитательно-образовательный процесс и коррекционную работу руководствуясь программами для специальных дошкольных учреждений: «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста». «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста» Москва, Просвещение, 1991 г. «Программа воспитания ребенка-дошкольника» Чебоксары, 1995г., утвержденная Министерством образования ЧР, используется парциально с целью дополнения в основную программу разделов: «Гигиеническое воспитание», «Природа», «Родная страна».
Методическое обеспечение по физическому развитию осуществляется с помощью пособий Алямовской В.Г. «Как воспитать здорового ребенка», Москва, 1993 г., «Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы» Москва, 1995 г. Для коррекционной работы используется методическое пособие «Использование логоритмики в работе с неслышащими детьми».
Таким образом, программно - методическое обеспечение ДОУ направлено на проведение коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения слуха. Использование разнообразных программ и методических рекомендаций способствует всестороннему развитию ребенка и компенсации вторичных отклонений. Но не систематизирована работа по двигательной активности детей. Не завершена работа по созданию перспективного планирования по изодеятельности. Недостаточно используются современные разработки по всем направлениям с учетом адаптации к специфике ДОУ. Не приобретены компьютерные программы для формирования компенсаторныхвозможностей с целью преодоления отрицательных последствий влияния дефекта на процесс развития слуховой функции.
- информационно-коммуникационное обеспечение;
Анализ информационно-коммуникационных связей дошкольного учреждения выявил наличие устойчивых каналов поступления и обмена информацией с заинтересованными учреждениями и организациями: ЧРИО, методический центр по дошкольному воспитанию Ленинского ТОУО, управление образования администрации г.Чебоксары, ЧГПУ факультет «Коррекционная педагогика», Центр слухопротезирования при ООО «Медтехника». Выявленные связи составляют информационно-коммуникационные ресурсы, которыми на данный период располагает детский сад. Их количество и качество говорит о разнообразии и широте контактов детского сада с учреждениями, чья деятельность связана с проблемами по реабилитации воспитанников с отклонениями в слуховом восприятии. Активно действует договор о сотрудничестве с факультетом «Коррекционная педагогика» ЧГПУ. Детский сад является базой практики для студентов данного факультета. Для специалистов ДОУ компенсирующего и комбинированного вида Ленинского района действовал факультатив «Коррекционная педагогика», на котором сурдопедагоги делились опытом работы. Наличие такого ресурса у дошкольного учреждения значительно расширяет и углубляет адаптивное образовательное пространство. Используются каналы коммуникационного взаимодействия с городской ПМПК, Попечительским советом, МУЗ 2-ая горбольница «Детская поликлиника», СМИ, физкультурным диспансером, дом интернатом для глухих детей г.Цивильска.
В течение 3-х лет деятельность ДОУ освещалась средствами массовой информации по телевидению на каналах «5+», «Местное телевидение». Педагоги учреждения участвовали в региональной выставке МТВ-центра «Образование и карьера», в городской акции «Жизнь дана на добрые дела», посвященной «Дню города». В дошкольном учреждении создана видеотека фильмов о жизни детей с сенсорной недостаточностью в условиях детского сада компенсирующего вида.
Но вместе с тем недостаточно осуществляется рекламная деятельность для повышения имиджа детского сада. Требуется разработка пакета документов взаимодействия с коррекционными учреждениями и общественными организациями.
 - характеристика социальной микросреды
На основании Устава в ДОУ создан Попечительский совет в целях обеспечения единства педагогических требований и оказания помощи в оснащении материально-технической базы, обучении и воспитании детей. Работа с семьей в ДОУ № 26 строится на основе ежегодного анализа социально-демографического портрета семьи и оценки родительской мотивации. Были выявлены три группы: со средним уровнем мотивации, низким, высоким. Формы и содержание работы с родителями определились степенью их готовности к сотрудничеству. Работа с семьей ведется в трех направлениях: индивидуальное (через информирование и консультирование родителей), дифференцированное (вовлечение родителей в процесс реабилитации детей в зависимости от тяжести заболевания), массовое (совместная деятельность детского сада и семьи по достижению общей цели). Проведен конкурс среди педагогов по созданию модели вовлечения родителей в орбиту совместной деятельности с учетом их мотивации. интересов и увлечений. В работе с семьей используются разнообразные формы работы: встречи за круглым столом, организация заседаний дискуссионного клуба «Общение», занятий спецкурса, обучения на семинаре-практикуме, совместное проведение праздников, дней открытых дверей, просмотр видеофильмов о жизни детского сада и др. Детский сад сотрудничает с образовательными учреждениями, чья деятельность связана с проблемами по реабилитации воспитанников с отклонениями в слуховом восприятии: СОШ № 32 (для неслышащих и слабослышащих детей) и Цивильской школой-интернатом для глухих детей. Преемственность детского сада и школы осуществляется на основе совместного плана-программы, составленного на 3 года.
- материально-техническое обеспечение;
Анализ ресурсного обеспечения ДОУ за 3 года свидетельствует, что материально-техническая база находится в удовлетворительном состоянии. Дошкольное учреждение имеет центральное отопление и водоснабжение, внутреннее и внешнее пространство ДОУ соответствует требованиям ЦГСЭН, Госпожарнадзора, СНиПа. Удовлетворительное состояние помещений детского сада поддерживается силами сотрудников дошкольного учреждения. На территории детского сада расположены оборудованные спортивная и игровые площадки, имеется цветник, огород, фруктовый сад. Детский сад участвовал в районном конкурсе образовательных учреждений по озеленению и благоустройству.
В дошкольном учреждении функционируют 3 кабинета сурдопедагогов, один из них оснащен слуховой звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования для коррекционных занятий с детьми. На данный момент идет установка современного оборудования 2-х аудиоклассов «Сонет» для фронтальных занятий с неслышащими воспитанниками. Музыкальный зал оформлен с учетом художественного дизайна, позволяющий интегрировать музыкальную, физическую, театрализованную, танцевальную культуру. В детском саду создан кабинет по изобразительной деятельности для развития детского творчества. Групповые помещения оборудованы современной мебелью, установлены мини-стадионы для занятий физическими упражнениями. Развивающая среда групп обогащается за счет приобретения новых игрушек, дидактических материалов, изготовления воспитателями наглядных пособий с учетом слуховой патологии и эстетики. В детском саду имеется технический комплекс обучающих современных средств, приобретенных за счет использования бюджетного и внебюджетного финансирования: телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, магнитофоны. Приобретен компьютер. В детском саду имеется необходимая литература для обеспечения воспитательно-образовательного процесса, в том числе и коррекционного характера, приобретенная руководителем ДОУ в г. Москва, но ее недостаточно.
Министерством социальной политики по федеральной программе «Дети -инвалиды» выделены 8 современных слуховых индивидуальных аппаратов. Медицинский кабинет оснащен физиоаппаратурой, с лечебно-профилактической целью в музыкальном зале установлена люстра Чижевского.
Таким образом, предметно-пространственная среда ДОУ педагогически целесообразна, отличается высокой культурой, эстетикой, создает комфортную обстановку, способствует эмоциональному благополучию детей с нарушениями в развитии. Однако необходимо пересмотреть площади дошкольного учреждения для реконструкции медицинского блока, который необходим для лечебно-оздоровительной работы с детьми, имеющие сопутствующие заболевания. Необходимо приобрести слухотренажеры, мягкие модули, сухие бассейны для физкультурно-профилактических мероприятий. Требует финансовых средств оснащение кабинета по изобразительной деятельности, приобретение цветного принтера для выполнения компьютерных программ. Необходим ремонт фасада здания, частичная замена сантехнического оборудования, асфальтовое покрытие вокруг учреждения.
3. Анализ организации медико-психолого-педагогического процесса в ДОУ:

 - контрольно-инспекционная деятельность;
Изучение контрольно-инспекционной деятельности административной службы позволило выявить, что контроль в ДОУ осуществляется на основе «Положения о контрольно-инспекционной деятельности», носит плановый характер, осуществляется на диагностической основе с помощью методов контроля: наблюдения, анализа документации, анкетирования, изучения продуктов детской деятельности. В детском саду используются такие виды контроля: комплексный, сравнительный, тематический, текущий, предупредительный, оперативный, взаимопроверки. В течение 3-х лет проведены фронтальные изучения во всех группах, 6 тематических и 2 сравнительных контроля. К изучению и анализу коррекционно-развивающего процесса привлекаетсяадминистративная, социально-педагогическая, медицинская службы. Различные формы контроля стимулируют творческий рост педагогов, развивают у них навыки самоанализа, повышают качество воспитательно-образовательной работы с детьми, имеющие отклонения в развитии. Контроль проводится систематически и дифференцированно. Существует гласность контроля (с итогами изучения коллектив знакомится на педагогических советах и производственных совещаниях). Однако, не используются такие виды административного контроля как стартовый, рубежный (за квартал, полугодие), итоговый (на конец учебного года) и сроки проведения контроля не всегда выдерживаются из-за субъективных и объективных причин.
- оценка деятельности коррекционно-развивающей службы.
Управление ДОУ компенсирующего вида строится на принципах единоначалия и самоуправления, формами которого являются : коррекционно-развивающая служба, Совет педагогов, Попечительский совет. Система управления в виде коррекционно-развивающей службы отражает взаимодействие 3-х служб (административной, социально-педагогической, медицинской), деятельность которых направлена на создание оптимальных условий адаптации, обучения, коррекции и воспитания детей, имеющих сенсорные нарушения в развитии. Определяющим стилем руководства заведующей является демократический стиль, о чем свидетельствует работоспособность, творчество в работе коллектива. Руководитель делегирует подчиненным часть своих полномочий, оставляя за собой функции главного координатора, своевременно вносит коррективы в управленческую деятельность.
В дошкольном учреждении осуществляется целенаправленная планомерная работа, проводимая по блокам: диагностический, оздоровительный, образовательный, воспитательный, коррекционный.
В диагностическом блоке
ведущим видом деятельности являлось изучение успешности развития и продвижения ребенка в процессе обучения и воспитания. С этой целью сурдопедагог, педагог-психолог и воспитатели создали механизм диагностических методик, применение которых помогло отследить развитие психических процессов, сформированность слухового восприятия, уровень развития речи, состояние интеллектуального развития и др. На каждого ребенка была заведена индивидуальная карта развития. Динамику развития ребенка педагоги прослеживают по результатам выполнения специальной программы по годам обучения. Ежегодно 2 раза в год воспитатели проводят Диагностические обследования по выявлению уровня физической подготовленности детей и уровня развития их физических качеств.
Оздоровительный блок. Работа в этом блоке ведется по двум направлениям: коррекция слуха и оздоровление воспитанников. В детском саду воспитываются дети с различной степенью нейросенсорной тугоухости: II, III, IV степень (полная глухота). Все они являются инвалидами детства. На данный момент у 87% детей имеются сопутствующие заболевания: поражение двигательного аппарата (ДЦП, паралич) - 2 ребенка, последствия перенесенной нейроинфекции (менингит) - 1 ребенок, гидроцефальный синдром - 2, заболевания почек - 4, врожденный порок сердца - 1, аномальная хорда - 1 ребенок. Прослеживается тенденция сокращения контингента детей с нарушением слуха (2001г. - 21 ребенок, 2002г. - 18 детей, 2003г.-17). Решение этой проблемы администрация видит в создании новых моделей вариативных групп (кратковременного пребывания, смешанных групп для детей с комплексными нарушениями, интегрированной группы- слабослышащие дети с нормально развивающимися, для массовых детей - группа индивидуально-дифференцированного развития).
В ДОУ с 1999 года медицинской службой ведется мониторинг состояния здоровья и физического развития детей в соответствии с методическими рекомендациями «Использование скрининг-тестов при массовых медицинских обследованиях детейпропаганде гигиенических знаний, здорового образа жизни среди родителей и сотрудников через организацию деловых игр, встреч за круглым столом, дискуссии, совместных досугов с детьми.
Образовательный блок. В течение 2-х лет осуществлялся поиск возможных путей и средств интеграции детей с нарушением слуха в среду слышащих сверстников. Временная интеграция осуществлялась в условиях дошкольных учреждений № 36, №118 для нормально развивающихся детей. Такой вид интеграции несет положительные черты. Небольшой опыт по данной проблеме свидетельствует о важности общения детей с ограниченными возможностями со слышащими сверстниками в их речевом развитии, в приобретении навыков культуры. Опираясь на сохранные анализаторы, обогащению сенсорного опыта способствует развитие тактильно-двигательного анализатора. С этой целью в детском саду был создан и переоборудован кабинет по изобразительной деятельности, который начал функционировать с 2002 года. С детьми, имеющими сенсорные отклонения, преподавателем по изобразительной деятельности (имеет высшее специальное образование) начата работа по формированию у детей изобразительных навыков через передачу реальных предметов окружающего мира и развитию творческих способностей. Педагог совместно с сурдопедагогом осуществляет взаимосвязь всех видов занятий, которая прослеживается в повторе одной и той же темы на занятиях по лепке, рисованию, аппликации и ознакомлению с окружающим. На первом этапе преобладают занятия обучающего характера. В работе с детьми по формированию технических навыков, цветовосприятия, композиционного решения получены положительные результаты: слабослышащие дети умеют поэтапно обследовать предметы, с помощью взрослого учатся анализировать их основные признаки. Из детских работ были организованы экспозиции выставок. Музыкальный руководитель Ушакова Е.Г. особое внимание уделяет развитию звукоразличения, формированию фонематического и фонетического восприятия. В музыкальный репертуар включены различные произведения. Педагог подбирает к музыкально-ритмическим занятиям специальный наглядный материал, доступный для зрительного восприятия детей и обогащения их представлений, организует музыкальные игры с учетом слухо-зрительных и двигательных возможностей детей. Получены положительные результаты: дети выступают на концертах с сольными номерами, у слабослышащих детей сформированы навыки исполнения более сложных танцевальных движений. С использованием современных сценариев музыкальные праздники и развлечения стали более разнообразными. Но необходимо на основе диагностического обследования создать программу развития музыкально-творческих способностей каждого ребенка, имеющего сенсорную недостаточность.
Воспитательный блок. В работе с детьми, имеющие ограниченные возможности, применяются все виды трудовой деятельности: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд. При обучении детей предметно-практическим действиям педагоги используют алгоритмизацию, что дает возможность детям с нарушением слуха лучше понять и усвоить схему их выполнения. Педагоги в своей практике широко используют различные наборы дидактических игр по гигиеническому, игровому, трудовому воспитанию с алгоритмами по выполнению практических действий: сервировка стола, мытье рук, стирка белья и т.д. Но недостаточно создавалось условий для самостоятельного осуществления ребенком его практических замыслов в ручном труде, не осуществлялось преемственности между дошкольниками и учащимися первого класса по художественному труду. Формированию заботливости, доброты, ответственности у детей способствуют условия жизни в дошкольном учреждении, живущим по семейному принципу: здесь воспитываются дети разных возрастов. Но недостаточное качество воспитательно-образовательного процесса отмечается в уровне воспитанности дошкольников, в сложности построения товарищеских отношений, в присутствии эгоистических наклонностей, агрессивных действий по отношению к живым существам. Необходимо совершенствование работы по формированию нравственных качеств через этические беседы, рассматривание серий сюжетных картин, чтение художественной литературы. В игровой деятельности дети отображают различные бытовые сюжеты Дети 3-4 года обучения правильно передают последовательность связанных между собой действий. Воспитатели грамотно осуществляют руководство разными видами игр. Но вместе с тем, педагоги недостаточно работают по развитию воображения у детей, насыщению игрового пространства введением новых персонажей, художественных образов.
Коррекционный блок. Вся коррекционная работа по формированию слухового восприятия, обучению произношения и развитию речи строилась с учетом исходного уровня речевого развития каждого ребенка. Был осуществлен комплексный подход к обследованию дошкольников. В результате этой работы созданы индивидуальные карты развития воспитанников, где отражены медицинские показатели, психологические особенности ребенка, данные развития слуха и речи, интеллектуальные способности. Такое обследование проводилось с целью определения адекватного коррекционно-развивающего процесса и составления программы развития для каждого ребенка с целью совершенствования его актуальной зоны ближайшего развития. Такие программы начали действовать в новом учебном году. Целенаправленное обучение по произношению и формированию устной речи проводилось с неслышащими детьми I младшей группы. Для расширения чувственного опыта воспитателями проводилась специальная работа по ознакомлению дошкольников с окружающей действительностью, пространственными ориентировками, предметами обихода. С неслышащими детьми применялись специальные методы работы, направленные на коррекцию отставания в развитии, но вследствие эксплуатации устаревшей звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования результате из 5 детей 2 ребенка не усвоили программу второго года обучения. На данный момент определяется стратегия дальнейшего коррекционного воздействия на данных детей. Характеризуя состояние речи слабослышащих детей, следует отметить, что дошкольники 2-3 года обучения владеют речевым общением с окружающими. Занятия с такими детьми были направлены на практическую ориентировку адекватного использования лексики, а не на формирование грамматических понятий. С этой целью сурдопедагоги использовали различные приемы раскрытия значений слов: наглядные средства, предметные, ситуативные и сюжетные картины, муляжи, дидактические игры и упражнения. Сурдопедагоги формировали компенсаторные возможности для преодоления отрицательных последствий влияния дефекта на процесс развития при частичном нарушении слуховой функции. Но вместе с тем, начинающие учителя-дефектологи, не имеющие опыта работы с такими детьми, испытывают трудности в работе. При формировании элементарных математических представлений у дошкольников с проблемами в развитии педагоги уделяют серьезное внимание овладению обследовательскими действиями, ознакомлению с сенсорными эталонами и формированию навыков ориентировки в пространстве. Обучение счету ведется с опорой на зрение, осязание и остаточный слух. Необходимо широкое применение моделей и схем для обеспечения наглядной картины действий.
Таким образом, интеграция усилий всех участников коррекционно-развивающей службы и ресурсное обеспечение ДОУ положительно влияет на качество воспитательно-образовательного, коррекционного процесса в ДОУ.

 

Источник: http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=121&id=16597...