Прививки и Вакцинация, прививки

Вирусный гепатит А, В, C. Лечение

Главная Библиотека ЛОР-заболевания Профилактика тугоухости и глухоты у детей и взрослых

Профилактика сенсоневральной тугоухости и глухоты складывается из экологических и профессиональных факторов воздействия:

  • исключение, устранение и уменьшение токсических, шумовых и вибрационных вредностей, использование общественных и индивидуальных средств защиты;
  • исключения из лечебной практики ототоксичных лекарственных препаратов;
  • своевременного распознавания и лечения инфекционных заболеваний;
  • устранения факторов риска (курения, алкоголизма, избыточного веса, повышенного артериального давления, снижения стрессовых состояний, уменьшения содержания холестерина);
  • проведения генетических консультаций и т.д.

Для предупреждения профессиональной тугоухости и глухоты у лиц, избирающих себе профессию, связанную с профессиональными вредностями, следует проводить тщательный медицинский отбор, не допуская к вредной работе лиц с заболеваниями уха, молодых людей, беременных женщин.

Лицам, ставшим инвалидами вследствие снижения слуха, следует устанавливать III группу инвалидности и обеспечить им возможность максимальной реабилитации, лечения и, по возможности, трудоустройства. Им устанавливаются специальные бытовые технические средства (будильник, телефон с усилителем и др.). Большую роль в этой работе играет общество глухих (ОГ). Инвалиды по слуху (члены общества глухих) трудоустраиваются в специально организованные группы на определенных предприятиях по специальным заключениям института экспертизы трудоспособности инвалидов о профподборе и результатах экспертизы условий труда.

При выявлении понижения слуха у ребенка необходимо проведение совместного осмотра ребенка оториноларингологом, психоневрологом и логопедом для решения вопроса о том, нуждается ли он в слухопротезировании, должен ли быть направлен в специальное учебное заведение или может находиться в обычном детском учреждении (саду, школе).

Важным в работе сурдологопедического диспансера является диспансерный учет, на который должны быть взяты все дети со снижением слуха, за исключением тех случаев, когда незначительное снижение слуха не сопровождается нарушениями речи. Регулярно (не реже 1-2 раз в год) дети должны осматриваться с целью определения стабильности состояния слуховой функции, а также контроля за эффективностью проводимых реабилитационных мероприятий.

Комплекс реабилитационных мер должен включать назначение медикаментозных средств, использование специальных сурдологических и логопедических методик развития слуха и речи, рекомендации психоневролога. В обязанности психоневролога входит установление степени интеллектуального развития ребенка, отклонений в его эмоциональной и личностной сфере с последующей медицинской и педагогической коррекцией. Большое значение придается работе в специальных детских садах для слабослышащих и глухих детей. Приему в них подлежат дети с 2-3-летнего возраста.

Детям с ослабленным слухом предлагаются специальные учебные комплексы с музыкальными занятиями, которые способствуют развитию у них ощущения ритма, акустической дифференциации, модулированной речи. Затем переходят к речевым занятиям с помощью усилителей или слуховых аппаратов с использованием игрушек, картинок.

Вся эта работа должна заложить фундамент для последующих занятий в специальной школе для слабослышащих детей. В этих же школах занимаются дети, оглохшие в дошкольном и школьном возрасте, но сохранившие речь. Дело в том, что у них впоследствии также начинают развиваться нарушения речи в виде монотонности, неправильного и неточного произношения, неритмичности из-за отсутствия слухового контроля. Поэтому у таких детей с остатками слуха очень важным является проведение специальных занятий с целью обучения их понятно говорить, читать по губам, что поможет избавить их от немоты. Такая реабилитация наиболее эффективна у детей 2-3-летнего возраста. Однако эффект методически правильных реабилитационных мероприятий будет совершенно недостаточным, если в этой труднейшей работе не будут участвовать их родители. Несмотря на ощутимые достижения в проблеме борьбы с тугоухостью, задачи, стоящие перед специалистами, еще очень далеки от своего разрешения. Не меньшего внимания требуют вопросы создания современных миниатюрных слуховых аппаратов для использования их в слухопротезировании, особенно у детей первого года жизни.

В. Петряков

«Профилактика тугоухости и глухоты у детей и взрослых» – статья из раздела ЛОР-заболевания

Читайте также в этом разделе:

Источник: http://www.rostmaster.ru/lib/lorinf/lorinf-0175.sh...