День пограничника 2015

Организацию этого мероприятия взял на себя Совет ветеранов управления ФСБ по Сахалинской области, который возглавляет полковник в отставке Александр Иванча. Он отметил, что в зале собрались члены Совета ветеранов войны, труда и правоохранительных органов, участники военных действий в Афганистане и др. От имени всех собравшихся ведущий поздравил автора книги с прошедшим днем рождения, а также рассказал о том, что Константин Ерофеевич написал эту книгу о непростой службе пограничников войсковой части 2199 именно по просьбе их ветеранской организации. Кстати, это воинское подразделение недавно отметило свой 65-летний юбилей.

В основу книги легло событие, которое произошло в уже далеком 1975 году. А именно: 29 января экипаж вертолета Ми-4 в составе капитана Н. Дорожкина, летчика-штурмана капитана В. Головнева и старшего техника лейтенанта Л. Зиняева потерпел крушение на склоне курильского вулкана Тятя. При этом погибли два старших офицера, рядовой пограничник и женщина. Две женщины, двое детей, трех и пяти лет, и члены экипажа остались живы, но подверглись суровым испытаниям.

Тяжелораненые члены экипажа пытались выжить в разбитом, зависшем над пропастью вертолете при двадцатиградусном морозе, согревая детей своими телами под меховыми куртками. Радист заставы Урвитово услышал сигнал бедствия, поданный Николаем Дорожкиным по радиостанции: «Попал в снежный заряд, упал на склон вулкана, высота 1600 метров», но добраться до места трагедии не было никакой технической возможности. Поисковые действия были крайне затруднены тяжелыми погодными условиями в районе вулкана Тятя: ветер ураганной силы, сильный снегопад при семнадцати градусах мороза, нулевая видимость…

На следующий день экипаж самолета Ил-14 обнаружил пропавший вертолет на юго-восточном склоне вулкана. Однако попытки экипажей вертолетов, участвовавших в спасательной операции, приблизиться к месту аварии ни к чему не привели. Альпинисты добрались туда только на четвертый день. А в больницу Южно-Курильска пострадавших доставили лишь 4 февраля, на шестой день после катастрофы.

Автор пишет, что пилоты-пограничники сотни раз летали по этому маршруту – обходилось, а тут случилась беда, да еще с таким многоопытным командиром экипажа, который задержал 34 нарушителя пограничного режима. Только в 1974 году капитан Н. Дорожкин выдворил из наших вод 180 иностранных судов и 41 японскую шхуну. В его наградных листах указано, что летчик умел грамотно принимать решения, его портрет был помещен на гарнизонную Доску почета.

После происшествия главный герой очерка стал инвалидом второй группы, в результате чего ему пришлось начать новую жизнь. Его поддержали жена Людмила Григорьевна, дети, а затем и внуки. Он с отличием закончил заочное отделение исторического факультета Белгородского пединститута, успешно выдержал экзамен на звание кандидата социологических наук. Одним словом, достойно выстроил свою новую карьеру, в душе оставаясь офицером своей погранчасти 2199.

Исследуя произошедшее, К. Гапоненко изучил немало архивных документов, встречался со специалистами, беседовал по скайпу с женой ушедшего из жизни в 2011 году Н. Дорожкина. Он с головой окунулся в атмосферу того времени, и перед ним предстали и другие офицеры, которые с достоинством несли свои воинские обязанности.

Константин Ерофеевич решил дополнить книгу и их именами. Это гвардии сержант Ф. Шабанов, командир войсковой части 2199 В. Попов, ветераны части Н. Другова, В. Таскаев, Б. Шабанов, летный экипаж в составе Ф. Шагалеева, Н. Гордиенко, М. Александрова, штурман-навигатор О. Белоконь, подполковники Г. Другов и В. Ковтун, командир авиационного полка на Сахалине В. Сухов и многие другие.

После поздравлений с выходом книги в адрес Константина Гапоненко началась вторая часть мероприятия – презентация выставки картин ветерана пограничной службы В. Устинова. А в заключение А. Иванча вручил благодарственные письма ветеранам-активистам.

Ольга Назаренко.

Фото Евгения Аверина.

Источник: http://skr.su/news/242165