Исследование центрального и периферического полей зрения

XPOHOC
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Программа

экспресс диагностики динамики психосенсорного функционального и физического развития учащихся

Часть II

3. Программа массовой экспресс диагностики качества динамики функционального и физического развития детей и подростков, находящихся на воспитании и обучении в образовательном учреждении

3.1. Состояние остроты зрения среди детей и подростков

Пример анализа такой в общем-то доступной для массового исследования характеристики функционального состояния органа зрения, как остроты дальнего зрения еще раз убедил нас: те мерки, которые сложились вокруг анализа патологии (например, в практической офтальмологии) оказались совершенно неприемлемыми по отношению к оценке происходящих сдвигов в функциях изначально здорового контингента детей (да и взрослых).
Поясним это конкретнее. Более 160 лет тому назад Гук, а затем Дондерс (1862) установили, что наименьший угол зрения, под которым орган зрения сможет различать две точки, равен одной минуте. Эту величину и решено было избрать за интернациональную меру — норму остроты зрения, равную 1.0 (единице).
Однако вскоре выяснилось, что у многих острота зрения гораздо выше этой нормы, достигая 2-х, 3-х, 6-и и даже 8—10 единиц!? Причем наиболее высокая острота зрения встречалась у неграмотных людей.
Учитывая, что в практике лечения глазных болезней точное измерение остроты зрения в зоне, превышающей 1.0, не особенно необходимо, то данная единица так и осталась считаться за условно принятую норму.
Первое фундаментальное исследование распространенности различных градаций остроты зрения среди репрезентативных групп населения выполнено О. М. Новиковым под рук. П. Г. Макарова (1970). К сожалению, в данной работе острота зрения оценивалась как 1.0 и выше без количественных максимальных ее замеров.
В то же время О. М. Новиков (ныне профессор) оставил весомый вклад в развитие профилактической офтальмологии, разработав первую в отечественной практике специальную таблицу, позволяющую точно замерять максимальные значения остроты зрения в зоне от 1,0 до 2,0.
Обследовав с помощью данной таблицы 9723 человека детского и подросткового периода, проживающих в северных и средних зонах Сибири, нами (В. Ф. Базарный, Л. П. Уфчмце-ва, Э. Я. Оладо, 1986) впервые в практике отечественной офтальмологии было установлено, что средняя зона нормальной остроты зрения у детей и подростков, не имеющих глазной патологии, оказалась в пределах 1,4—1,8 (Рис. 1).
Именно эти градации остроты зрения и должны быть приняты за эталон при обследовании здорового контингента детей и подростков, не имеющих патологий со стороны зрения.

Рис. 1. Распределение различных градаций остроты зрения среди учащихся, проживающих в различных регионах РФ.

 

3.2. Методика исследования остроты дальнего зрения.

При попытках оценить происходящие во времени сдвиги в функциональном и психическом статусе на уровне больших групп детей самым важным моментом методики является максимально возможное исключение субъективных толкований обследуемых характеристик. И это возможно достичь с помощью простых и доступных для широкого использования методов исследования, а так же однозначных способов их количественного исчисления.
Вот почему за принципиальную основу исследования остроты зрения были избраны методические рекомендации старейшего в стране НИИ глазных болезней им. Гельмгольца. Однако необходимость оценки таких колебаний состояния остроты зрения в процессе развития здоровых детей в зоне, превышающей общепринятую условную норму 1.0, а так же представившаяся возможность проводить указанные замеры в связи с появлением такой таблицы (таблицы О. М. Новикова) потребовали внести в них существенные дополнения, не нарушая существующих базовых принципов методики исследования. Эти уточнения следующие:
а) Остроту зрения мы рекомендуем измерять не только монокулярно (как это принято в офтальмологии), т. е. отдельно на каждый глаз, но и бинокулярно, т. е. одновременно на оба глаза. Дело в том, что только бинокулярное зрение отражает такое естественное состояние единой функциональной системы, при котором каждый глаз по отношению друг к другу функционирует в содействующем режиме;
б) Максимальные значения зрения фиксируются поочередно на каждый глаз и на оба одновременно;
в) Считать видящим тот ряд из таблицы, в котором ребенок допускает не более одной ошибки;
г) Замеры обязательно повторяются не менее 2-х раз, а при сомнительных случаях - не менее 3-х раз;
д) Практика показывает, что даже офтальмологи в процессе осмотра детей в образовательных учреждениях пользуются приемом фиксации таблиц непосредственно к стене. Данный прием является проявлением профессиональной небрежности и, как показала жизнь, несет в себе большие ошибки в измерениях, а поэтому должен быть исключен из практики.
Известно, что самой простой и доступной подставкой, куда фиксируются таблицы О. М. Новикова, является Аппарат Рота (Рис. 2), который, как показал опыт, можно элементарно изготовить в школьной мастерской, не нарушая требований ГОСТа.

Рис. 2. Устройство фиксации и подсветки таблиц для проверки остроты зрения (аппарат Рота).

Здесь читайте:

Страница Владимира Базарного

Педагогическая литература

Владимир БАЗАРНЫЙ. Школьный стресс и демографическая катастрофа России. М. 2004 г.

 

Источник: http://www.hrono.ru/libris/lib_b/utoml33.html