Лекция 3. Гипертоническая болезнь

ИБС. Инфаркт миокарда с зубцом Q

Здравствуйте дорогие родители!
 Вас приветствует учитель ритмики и хореографии Горнастаева Елена Генадьевна.

Вопрос-ответ учителя ритмики и хореографии

Ритмика для слабовидящих детей 

Уроки ритмики у слабовидящих детей школы-интернат 2Ритмика — является коррекционным курсом, заложенным в учебный план школы интерната для слабовидящих детей. Преподавание ритмики обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков физического и психического развития детей средствами музыкально – ритмической деятельности, которая имеет целью активизировать музыкальное восприятие детей че­рез движение, привить им навык осознанного от­ношения к музыке, помочь выявить их музыкаль­ные и творческие способности. Ребенок с нарушением зрения более чем зрячий зависит от выбора, удержание в памяти и использования слуховой информации. Сложные и серьезные задачи стоят перед ним, в связи с переносом акцентуации на развитие самостоятельной активности, связанной с передвижением в пространстве, коммуникацией со сверстниками и взрослыми не только с помощью речи, но и посредством совместного участия в общей деятельности. Ограниченный  опыт физических действий, отставание в развитии психических функций, плохо развитая общая моторика, не сформированность эмоциональной и двигательной выразительности делают важным включение уроков ритмики в систему коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение зрения. Как известно, слабовидящий ребенок страдает многими сопутствующими отклонениями: он зажат (или излишне расторможен), у него неадекватная самооценка и, как следствие проблемы в общении.  Из ста семи  обучающихся  в школе – интернате №2 – восемьдесят четыре являются инвалидами детства по зрению. Помимо глазных диагнозов, таких как «миопия высокой степени», «амблиопия  высокой степени», «глаукома», «катаракта», «дистрофия сетчатки», «отслойка сетчатки» имеются сопутствующие заболевания: Д.Ц.П., гидроцефалия, З.П.Р., М.М.Д., эпилепсия, тугоухость. У таких детей возникают  трудности при выполнении некоторых упражнений , для  преодоление которых требуется больше времени , чем для обучающихся основной группы. Основная задача уроков ритмики – научить компенсировать двигательный и эмоциональный дефицит, научить владеть своим телом. Занятия способствуют повышению работоспособности, укрепляют здоровья,  коррекции двигательных нарушений и недостатков физического развития, формированию  умения дифференцировать движения и подчинять по степени мышечных усилий, во времени и в пространстве, управлять темпом движения и подчинять свои движения  музыке, придавая движениям целесообразность, стройность, выразительность  и уверенность. К основным видам, используемым  на занятиях по ритмике , относятся ритмическая ходьба, бег, прыжки с различными движениями рук, проговариванием  речевок , Уроки ритмики у слабовидящих детей школы-интернат 2стихотворений, бег в различном темпе, общеразвивающие упражнения, выполняемые под счет учителя; упражнения с предметами и без; танцы; музыкально-ритмические и подвижные игры. Движение как ре­акция на прослушанное, как творческое отображе­ние музыки в действии свойственно всем детям любого возраста. В несложных, веселых и подвижных танцах и играх ребенок получает радость от самого процесса движения под музыку, оттого, что у него все получается, от возможности выразить, проявить себя.  Занимаясь ритмикой, слабовидящие дети активно уча­ствуют в передаче характера музыки, ее темпа, ди­намики, ритма, формы. Они подвижны, эмоцио­нальны, восприимчивы к музыке, и многие поня­тия по музыкальной грамоте ими легче усваивают­ся через движение.
 Основоположником ритмики как действенного метода музыкального воспитания является швей­царский музыкант-педагог, профессор Женевской консерватории по классу теории музыки, сольфед­жио и гармонии, пианист и композитор Эмиль Жак-Далькроз (1865—1950). Далькроз искал новые пути в музыкальной педагогике. Своей плодотвор­ной практической деятельностью он доказал, что возможно перевести музыкальный ритм в пласти­ческие движения человеческого тела, понимая, что ритм музыки теснейшим образом связан с мотор­ной, мышечной реактивностью человека. Назначе­ние своей системы Далькроз сформулировал так: «Цель ритмики — подвести ее последователей к тому, чтобы они могли сказать к концу своих заня­тий не столько „я знаю", сколько „я ощущаю4', и прежде всего создавать у них непреодолимое жела­ние выражать себя, что можно делать после разви­тия их эмоциональных способностей и их творчес­кого воображения».
 Система Далькроза нашла широкое распро­странение в нашей стране. Главная роль здесь при­надлежит ученице Далькроза Н. Г. Александровой (профессору Московской консерватории) и ее сподвижникам и последователям — В. А Гринер, М. А. и Е. А. Румер, Е. В. Коноровой, Н. П. Збру­евой, Н. А. Метлову, В. Е. Яновской, 3. К. Шуш-киной и другим, которые творчески развивали, обогащали основные положения этого музыкально-педагогического метода и тем самым подняли его на качественно новую ступень. Были разработаны различные направления ритмики, усилена ху­дожественная основа Уроки ритмики у слабовидящих детей школы-интернат 2ритмических занятий за счет привлечения высоко эстетических образцов народ­ной, классической, современной отечественной и зарубежной музыки.
 Наши ритмисты в своей деятельности опира­ются  на данные физиологии и психологии, в кото­рых утверждается тесная взаимосвязь слуховых ощущений с  мышечными. Об этой связи писал ве­ликий русский физиолог И. М. Сеченов в своем классическом труде "Рефлексы головного мозга" (1866). Он подчеркивал, что слуховое восприятие, как и мышечное, связано с временными ощущени­ями. В работе советского ученого, невролога и пси­хиатра В. М. Бехтерева "Значение музыки в эстети­ческом воспитании ребенка с первых дней его дет­ства" констатируется наличие динамики музыкаль­ного переживания ребенка. Как было установлено, вначале заметное воздействие на маленького ребенка оказывает ритм, а затем уже звуко-высотные сочетания и тембр; поэтому музыкальное развитие ребенка целесообразно осуществлять с помощью разнообразных видов движений (в хо­роводах, плясках) путем постепенного усложнения музыкального материала.
 Несомненный интерес представляют собой ра­боты известного советского психолога Б. М. Теплова. По его мнению, восприятие музыки "совер­шенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или ме­нее точно передающими временной ход музы­кального движения"^. Классифицируя музыкаль­ные способности. Теплов подробно останавливает­ся на развитии у детей музыкально-ритмического чувства: "Едва ли на первых этапах музыкального обучения можно найти другой, более прямой и це­лесообразный путь развития музыкально-ритмиче­ского чувства, чем ритмика, понимаемая как пере­дача ритма музыки в простых и легко доступных детям движениях"-.
 Итак, зная, что эмоции, вызванные музыкой, создают определенную двигательную активность, педагог  направляет ее в нужное русло, по­добрав для этого интересный и разнообразный му­зыкально-ритмический репертуар. Двигаться, как подсказывает музыка, — строгий закон, который следует неукоснительно соблюдать на всем протя­жении занятий ритмикой. Свобода и непосред­ственность в выполнении движений составляют привлекательную особенность ритмических заня­тий. Содержание и методика проведения этих за­нятий  несомненно учитывает возрастные особенности и возможности детей.
Уроки ритмики у слабовидящих детей школы-интернат 2 К занятиям ритмикой рекомендуется присту­пать с самого раннего возраста, но к сожалению  в школу приходят некоторые  дети не ходившие в детский сад, и не имеющие самой элементарной  подготовки.
 Индивидуально – групповые занятия проводятся  после уроков: 1 и 2 классы  - 1 раз в неделю, , 3  и 4  классы – 2 раза в неделю,  5 и 6 классы 3 раза в неделю, 7 класс – 1 раз в неделю.
 Дети младшего школьного возраста испытыва­ют потребность в движении, им свойственна двига­тельная активность не смотря на слабое зрение.  Они ярче и эмо­циональнее воспринимают музыку через движение. По тому, как двигаются дети под музыку, педагог  проверяет прочность приобретенных ими музыкальных навыков, судит об уровне развития музыкальных способностей, внимания, памяти, са­мостоятельности, выявляет их творческие возмож­ности.
 Музыка пробуждает у детей светлые и радо­стные чувства!. Они получают огромное удовлетво­рение от свободных и легких движений, от сочета­ния музыки с пластикой своего тела и жестов. За­нятия ритмикой поднимают настроение, повышают жизненный тонус. Вот как об этом писал основоположник советской ритмики Н. Г. Александров: "Откуда берется это чувство красоты, не оставляю­щее ребенка во время его занятий по ритмике? Очевидно, от музыки, от внутреннего чувства гар­монии, возбуждаемого этим уроком. Кто знает, быть может, занятия ритмикой, полные бодрости, радости, чувства гармонии, излучаемого музыкой, наложат отпечаток на развитие личности этих де­тей и возродят в них чувство гармонического со­гласия со всеми функциями их организма?"4
 В основе занятий ритмикой лежит изучение тех средств музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично могут быть отра­жены в движении. Это темп, динамические оттен­ки, метроритм, строение музыкального произведе­ния (музыкальная форма), регистровые и ладовые особенности, которые и определяют тот или иной характер музыки. Обращая внимание учащихся на отдельные средства музыкальной выразительности, доминирующие в конкретном произведении, необ­ходимо в то же время исходить из целостного вос­приятия музыки, рассматривать средства музы­кальной выразительности в совокупности. Важ­нейшим фактором в музыкально-ритмическом движении является эмоциональное переживание музыки. Чувства и настроения, вызванные музы­кой, придают движениям определенную эмоцио­нальную окраску и выразительность.
Уроки ритмики у слабовидящих детей школы-интернат 2 На уроках ритмики в I классе не  даются сложные движения. Придя в школу, дети имеют разную двигательную подготовку; у одних плохая осанка, у других недостаточная координация дви­жений, далеко не все умеют согласовывать движе­ния с музыкой, а также ориентироваться в коллек­тиве и пространстве. Необходимо выправить все эти недостатки и обогатить запас двигательных на­выков у детей.
 В ритмические занятия включаются движения из области физкультуры (основные движения, гим­настические упражнения, упражнения с предме­тами, построения и перестроения), из области танца (элементы народного, бального, современ­ного танцев), используются сюжетно-образные движения (изображаются движения животных, птиц, действия людей и т. д.). В процессе ритми­ческих занятий все эти движения постепенно со­вершенствуются, становятся более свободными, ритмичными, координированными, выразительны­ми, пластичными. Участие в ритмических и гимна­стических упражнениях, в играх и танцах способ­ствует правильному физическому развитию детей, имеет оздоровительное значение. Выбор гимнасти­ческих упражнений и регулирование физической нагрузки согласовываются с школьным мед. кабинетом.
 Занятия ритмикой оказывают на детей и нема­лое воспитательное воздействие. То, что упражне­ния выполняются всем коллективом и часто при необходимости требуют четкого взаимодействия всех участников, это сплачивает ребят, повышает   дисциплину, со временем появляется чув­ства ответственности, товарищества. Кроме того, у слабовидящих детей развиваются память и внимание, вырабаты­вается активное торможение (учащиеся постепенно приучаются делать четкие остановки с окончанием музыки, точно переходить с одного движения на другое: с шага на бег или поскоки и т. д.). По­степенно появляются уверенность, находчивость, воспитываются активность, инициатива. В тесной связи со всей учебно-воспитательной работой школы занятия по ритмике направлены на воспи­тание организованной, творческой, гармонически развитой личности слабовидящего ребенка.
 Так как все занятия по ритмике проводятся под музыку, Преподаватель  с особой ответ­ственностью Подходить к отбору музыкальных про­изведений. Не всякая пьеса  используется в работе по движению, а лишь та, которая представляет собой художественную ценность, имеет ясную форму, выразительна и доступна для детского восприятия.
 В музыкальной пьесе или отрывке  ярко представлено то средство музыкальной выра­зительности, к которому педагог хочет привлечь внимание детей (например, темповые изменения, динамические контрасты, особенности ритмичес­кого рисунка и другие). Движения должны выте­кать из музыки, отражая не только ее общий ха­рактер, но и конкретные средства музыкальной выразительности. Использование на уроках ритми­ки высокохудожественной музыки обогащает учащихся эстетическими впечатлениями, расши­ряет их музыкальный кругозор, воспитывает му­зыкальный вкус.
 Нельзя выпускать из виду также межпредмст-ные связи, в данном случае связь ритмики с други­ми музыкальными дисциплинами, особенно с уроком музыки. Педагог-ритмист должен знать программу по музыке и работать в полном контакте со своими коллегами.
Уроки ритмики у слабовидящих детей школы-интернат 2 Данная программа по ритмике разработана на основе Стандартов общего образования слабовидящих детей, Программы по ритмике для специальных (коррекционных) школ iv вида, 1997 года издания, Программы авторов; Плаксиной, С. Рудневой, Э. Фиш, Ж. Е. Фирилевой, Е.Г. Сайкиной, А. Е. Чибриковой – Луговской, Г. Франио, И. Лифиц, и включает 8 разделов:

  1. Теоретические сведения
  2. Специальные ритмические упражнения
  3. Упражнения  на связь движения с музыкой
  4. Упражнения ритмической гимнастики
  5. Упражнения с предметами и без предметов
  6. Подготовительные упражнения к танцам, элементы танцев
  7. Танцы
  8. Музыкально – ритмические, подвижные и речевые игры

1 раздел: теоретический материал рассчитан на изучение в течение 7 лет, подобран так, что на протяжении всех лет обучения осуществляется внутренняя преемственность, последовательное усложнение изучаемого  теоретического  материала.
2 раздел: специальные ритмические упражнения – это разбор  конкретного ритмического рисунка с выделением сильных и слабых долей -  это  ритмическая ходьба  под счет с хлопками, упражнения с движениями рук, используя знакомые танцевальные шаги, с  проговариванием стихов, пословиц и т. д. 
  В процессе выполнения упражнений под музыку  (ходьба цепочкой или  в колонне в соответствии с заданными  направлениями, перестроения образованием кругов, квадратов, «звездочек», «каруселей», движения к определенной цели и между предметами)  осуществляется развитие представления учащихся о пространстве и умение ориентироваться в нем. Занятия ритмикой  эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных коллективных действий, учатся вежливо обращаться  друг с другом. Помимо  развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве и т. д. эффективно реализуются следующие направления воспитательной работы: развитие динамической стороны общения: легкость вступления в контакт, инициативность, готовность к общению;
 Развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональность и выразительность невербальных средств  общения:
 Развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в коллективе, сформированной положительной самооценки.
Уроки ритмики у слабовидящих детей школы-интернат 23 раздел: упражнения на связь движений с музыкой. Каждое упражнение рассчитано  на исполнение под  музыкальное сопровождение. Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа. Движения под музыку оказывают не только коррекционное воздействие на физическое развитие слабовидящих детей, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура. Темповые изменения, динамическая окрашенность вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз, форм. Задания на самостоятельный выбор движений, соответствующих характеру мелодии, развивают у слабовидящих детей  активность, воображение, координацию  и выразительность движений. Исполнение под музыку стихов, попевок,  инсценирование песен, музыкальных сказок способствуют развитию воображения, а так же к активной работы дыхательного аппарата и моторики..
4 раздел: упражнения ритмической гимнастики – это общеразвивающие упражнения,  выполняемые под музыкальное сопровождение, для укрепления мышц , развития   гибкости  и пластичности , упражнения  направленные на коррекцию двигательных нарушений, развитие двигательных качеств и устранение недостатков физического и функционального развития.
5 раздел:  упражнения с предметами : мячами, обручами, флажками,  лентами, , бубнами и т. д. развивают ловкость, быстроту реакции, точность и музыкальность движений. Упражнения без предметов  в их основу  вошли изобразительные моменты, копирование разных животных, птиц, деятельность людей, окружающий нас мир.
6 раздел: подготовительные упражнения к танцам  дают детям  необходимые двигательные навыки, применяемые при обучении танцам: разучивание основных позиций, танцевальных элементов, которые после используются для постановки танцев, танцевальных  композиций, этюдов.  и т. д.
7 раздел: разучивание народных, бальных и  современных танцев. Использование танцев на занятиях по ритмике способствует развитию эстетического  вкуса, стремлению детей к  красивым, изящным движениям, любви к танцевальному искусству.
8 раздел: музыкально – ритмические , подвижные и речевые игры направлены на развитие чувства ритма, восприятия, речи и мышления, формирование волевых качеств слабовидящего ребенка.
Изложение материала по темам,  не следует понимать как обязательное требование последовательно изучать одну назван­ную тему за другой. Известно, что в ритмике при­нят концентрический метод работы: педагог посто­янно возвращается к отдельным темам, используя все более сложные упражнения и задания. Уроки ритмики строятся комплексно, материал берется из разных тем. Одна тема может явиться основным стержнем работы, другая будет затрагиваться по­путно. Работа над каждой темой создает предпо­сылку и основу для последующей и в свою очередь опирается на предыдущую. Распределение матери­ала по темам носит, таким образом, условный ха­рактер.
Выше уже подчеркивалось, что восприятие и передача в движении общего характера того или иного музыкального произведения, его образного строения -- и конкретных средств музыкальной выра­зительности должны происходить во взаимосвязи и единстве. Ведь музыкальный образ, развиваясь во времени, воплощается с помощью сочетания и че­редования различных средств музыкальной вырази­тельности. Вместе с тем в целях более углублен­ного изучения каждого музыкально-выразительно­го средства, элемента музыкальной речи к каждой теме подбирается музыкальный материал, наибо­лее выпукло представляющий определенное выра­зительное средство. Следовательно, целостное вос­приятие музыки не исключает дифференцирован­ного подхода к средствам музыкальной вырази­тельности. Выделение их в темы, повторяем, дается в учебных целях.

Основные принципы используемые на уроках:

  • постепенность в развитии эмоциональных способностей детей.
  • строгая последовательность  при развитии эмоционального состояния
  • целенаправленность
  • формирование музыкальной активности

Программа предназначена  для работы с детьми в возрасте от 6 до 13 лет. Может быть использована в общеобразовательных и коррекционных школах.

Вопрос-ответ учителя ритмики и хореографии

Источник: http://xn--2-7sbolzbuoe.xn--p1ai/reabilitaciya/rit...