Проверяемые безударные гласные в корне слова

гипертоническая болезнь список литература
Студопедия

Главная страница Случайная страница


КАТЕГОРИИ:

БиологияГеографияИностранные языкиИнформатикаИсторияКультураЛитератураМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияСоциологияСпортСтроительствоФизикаФилософияФинансыХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника

Дата добавления: 2014-10-23; просмотров: 713


Как узнать, какую гласную надо написать в корнях слов: обог…щение, сож…леть, насл…ждаться, осозн…вать, изв…ните? Это очень просто: надо подобрать такое однокоренное слово, в котором неизвестная нам гласная станет ударной. Вот эти слова:

обогащение – богáтый;

сожалеть – жáлость;

наслаждаться– слáдкий;

осознавать – сознáние;

извините – неви́нный.

При подборе проверочного слова важно учитывать его значение: запевать песню (петь) – запивать водой (пить), разрядить ружье (удалить заряд) – разредить всходы (сделать их редкими), умалять значение (делать его маленьким) – умолять о помощи (молит о помощи), старожил города (старый житель) – сторожил сад (сторож).

 

!!! ЗАПОМНИ: нельзя проверять безударную гласную в корне глагола с помощью глагола с суффиксом -ива-/ыва-.Например, глагол опоздать нельзя проверять глаголом опáздывать. Глагол опоздать мы должны проверить словом пóздний.

 

2. Непроверяемая ударением безударная гласная в корне слова.

Уже из названия ясно, что непроверяемую гласную проверить обычным способом нельзя. Написание таких слов проверяется по словарю (любому, в том числе электронному) и запоминается: сочинение, дирижёр, режиссёр, директор, диапазон, территория, аплодисменты, комбинезон.

Есть слова, которые пишутся по-разному в зависимости от смысла: дружная компания – избирательная кампания, военная кампания.

3. Чередующиеся гласные в корне слова.

Всё было бы гораздо проще, если бы не было чередующихся гласных в корне слова. Но они есть. И правила их написания придётся запоминать.

Но сначала разберёмся, что такое чередование. Чередование – это смена одного другим. Например, смена времени суток (день – ночь – день – ночь), смена времён года (зима – весна – лето – осень – зима и т.д.).

В случае со словами чередование – это смена гласных в родственных корнях. Так, о может меняться с а, е с и. Например,слова слагаемое и сложение имеют родственные корни, но пишутся они по-разному лаг и лож. Почему? Потому что по правилу в этих корнях перед г надо писать а, перед ж – о.

И вот, что ещё важно: безударную гласную в корне с чередующейся гласной нельзя проверять подбором проверочного слова. Например: слово расти́ нельзя проверить словом рóст. Почему? Потому что по правилу в безударном положении (расти́) перед ст надо писать а.

Вы поймёте это, когда внимательно посмотрите на таблицу, в которой приведены все условия написания чередующихся корней.

 

Гласная зависит от ударения Гласная зависит от следующей согласной   Гласная зависит от наличия/отсутствия суффикса -â- Гласная зависит от значения слова
нет суфф. -â- есть суфф. -â-
ор- -клон- -твор- -зар- -плав- без ударения пишутся всегда одинаково   лаг - лож раст - ращ - рос скак - скоч   -кос- -бер- -дер- -мер- -пер- -тер- -жег- -чет- -стел- -блест-     -кас-â -бир-â -дир-â -мир-â -пир-â -тир-â -жиг-â -чит-â -стил-â -блист-â   корни с -им-, -ин-   -равн- пишется в словах со значением равный, одинаковый -ровн- пишется в словах со значением ровный, прямой -мак- пишется в словах со значением погружать в жидкость -мок- пишется в словах со значением пропускать жидкость  
ПРИМЕРЫ
загоре́лый поклони́ться твори́ть заревóй жук-плавуне́ц полагаться положиться; вырасти выращенный выросли; скакать вскочить коснуться соберу задеру замереть запереть вытереть выжег вычет устелить блестеть занять примять касâться собирâть задирâть замирâть запирâть вытирâть выжигâть вычитâть устилâть блистâть занимâть приминâть сравнять счет – выровнять площадку; макать хлеб в молоко – непромока-емый плащ.
!!! Нельзя путать: чередующиеся корни мер/мир с корнями с проверяемой гласной примирить, смириться (от слова ми́р, ми́рный) и измерение (от слова ме́ра, ме́рить).
Исключения: выгарки пригарь зоревать пловец пловчиха плывун утварь   Исключения: отрасль росток ростовщик Ростов Ростислав скачок скачу скачите Исключения: сочетать сочетание     Исключения: равнина ровесник поровну уровень
             

 

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

 

№1 Подберите проверочные слова, поставьте в них ударение и вставьте пропущенные буквы.

Образец выполнения[2]:

1. увлечение – увле́чься

2. разгадать - разгáдка

Возвр…тить, нагр…ждённый, прим…рение, обн…вить, уг…ждать, уд…вление, ун…жаться, упр…сить, оч…ровательный, впеч…тление, р…скошный, опр…вдаться, изм…рять, прогл…тить, ч…столюбие, ч…стоплотный, объед…нить, оп…здавший, возр…ждение, обр…мление, нав…ждение (всего 21 слово).

№2 Перепишите словосочетания и вставьте пропущенные буквы.

1. отрасль разв…валась – флаг разв…вался;

2. прож…вал в городе – прож…вал бутерброд;

3. ч…стота в комнате – ч…стота колебаний;

4. запл…тить долг – спл…титься вокруг героя;

5. пок…рить зверя – пок…рать врага;

6. сп…шите на автобус – сп…шите текст;

7. посв…тить стихотворение подруге – посв…тить фонариком;

8. укр…тить зверя – сокр…тить дробь.

 

№3 Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Приведите значение каждого слова (хотя бы одно из значений).Для выполнения этого задания воспользуйтесь словарём[3].

Образец выполнения:

1. дилетант – новичок в какой-то области

Ан…логия, ар…мат, д…скуссия, лаб…ринт, опп…зиция, ор…нжерея, п…литра, п…норама, прив…легия, пр…ор…тет, ш…девр (всего 11 слов).

№4 Озаглавьте текст, перепишите его, вставляя пропущенные буквы.

Жизнь пчёл очень к..р…тка. Она длится всего двадцать восемь – тридцать пять дней. Но за это время пч…ла усп…вает овл…деть множ…ством пр…фессий. В возр…сте двух-трёх дней она ст…новится к…рмилицей, в…спитат…льницей л…чинок – пч…линых деток. Пройдёт ещё неск…лько дней, и пч…ла превр…тится в стр…ителя. Она начнёт выр…батывать воск и строить соты. Попутно пч…ла исп…лняет другие обяз…нности: она принимает и перер…батывает прин…симый в ул…й н…ктар, зап…лняя им ячейки сотов. А с двадцатого дня и до конца жизни пч…ла р…ботает сборщицей мёда и пыльцы.

Летний день около пас…ки. Пч…ла-разведчица л…тает и ищет цв…ты, бог…тые пыльцой и сладким н…ктаром. Много сотен метров прол…тит она в поисках добычи. И вот пч…ла обн…ружила цв…тущие вербы. Надо поск…рее сообщить подругам по улью, что найден б…гатый источник пищи. Пч…ла возвр…щается в ул…й и нач…нает исп…лнять в воздухе зам…словатые ф…гуры. Это танец пчёл. Так пчёлы разг…варивают. Так пч…ла-разведчица расскажет подругам о своей зам…чательной находке.

№5 Начертите таблицу и впишите слова в нужный столбик, вставляя пропущенные буквы, выделяя корни.

 

Гласная зависит от ударения Гласная зависит от следующей согласной   Гласная зависит от наличия/отсутствия суффикса -â- Гласная зависит от значения слова
нет суфф. -â- есть суфф. -â-
         

 

Изл…жение, сл…гаемое, подр…стём, з…ря, проск…кал, предл…гать, р…стительный, нар…щение, подг…рело, выг…рки, з…ревать, тв…рение, выск…чка, прик…сновение, прик…саться, пл…вун, распол…жить, безотл…гательно, зам…рает, пром…кашка, пл…вцы, жук-пл…вунец, уб…рать, заг…рать, пром…чить (ноги), зап…реть, выр…щенный, забл…стать, перест…лить, откл…нение, бл…стел, зан…мательный, попл…вок, соч…тание, з…ревой, сж…мать, отск…чил, выч…тание, заж…гать, скл…нился, дог…реть, оз…рённый, пл…вник, непром…каемый (плащ), р…внозначный, р…внять (дорожку), раст…рать, приб…рать, подн…маться, р…внина, ур…внение, выг…рает, заск…чить, ск…чок, спл…вной, обм…кнуть (кисть в краску) (всего 56 слов).

 

№6 Начертите таблицу и впишите слова в нужный столбик, вставляя пропущенные буквы.

В корне чередующаяся гласная В корне гласная, проверяемая ударением В корне гласная, непроверяемая ударением
     

Ц…нтральный, напр…вление, ф…милия, уст…лить, упр…стить, к…нтинент, п…лисадник, м…стерство, прик…снуться, дост…гать, прир…сти, разг…реться, водор…сли, д…лголетие, оп…здание, пром…кнуть, соприк…саться, зам…реть, соч…тание, распол…гаться, проск…чить, сг…рание, эл…ментарный, фл…минго, оз…рение, р…внина, жук-пл…вунец, пап…ротник, вин…грет, в…ротник, ед…ница, запр…щение, инж…нер, р…вносторонний, пл…вцы, ск…чите, изв…нение, соб…рать, бл…стать, приг…реть, вл…жение, сотв…рение, р…весник, зап…рать, заг…рается, заж…гать, уд…вительный, насл…ждаться, просл…влять, прим…риться, л…ндшафт, р…ставрация, прим…рять (пиджак), атм…сфера, погл…щать, прит…гательный, к…никулы, возр…стной, выр…внять (дорожку), неук…снительно, обж…гание, вн…мание, пл…вучий, сож…леть (всего 64 слова).

 

 

Тема 4


Материал в этой книге:

Московский приборостроительный техникум | По русскому языку | Понятие о морфеме. Типы морфем. | Правописание мягкого знака | Одна и две буквы Н в разных частях речи | Типы склонения и падежные окончания существительных | Правописание сложных имен существительных (слитно или через дефис) | Правописание сложных имен прилагательных (слитно или через дефис) | Правописание кратких прилагательных | Суффиксы глаголов |

Не нашли, что искали? Гугл вам в помощь!

Источник: http://studopedia.org/1-52163.html